Клен над моей головой

СЛЕДЫ БОГОВ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МЕЗОАМЕРИИКИ

С. Е. Кашницкий, искусствовед, журналист
Об авторе здесь: http://ellenwisdom.livejournal.com/122731.html
Часть 1

Существование гигантского материка, названного Америкой, или, что в данном случае более показательно, Новым Светом, – явление сравнительно новое, насчитывающее чуть более 500 лет. В масштабе времени, сопоставимом с историей человечества, открытие Западного полушария можно связать с обстоятельством времени «вчера». Новизна огромного мира, доставшегося нам в наследство от его первооткрывателей – испанцев, до сих пор не позволяет историкам преодолеть психологический барьер: рассматривая быт и культуру аборигенных народов Нового Света, мы по-прежнему подсознательно наклеиваем на них ярлык примитивной первобытности.

Эта инерция мышления передалась и самим наследникам древних американцев. Достаточно пройтись по залам любого исторического музея на континенте – и вы увидите традиционный европейский принцип формирования экспозиции: все относящееся к индейцам подается сквозь призму высокомерного снисхождения к неразвитой культуре.
Между тем, достаточно беспристрастно присмотреться к экспонатам опять-таки любого археологического, антропологического или краеведческого музея – и вы непременно обнаружите множество признаков, указывающих на наследие древней высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей той, которую увидели первые испанцы, высадившиеся с парусных кораблей на берега Центральной Америки. Но догмы сложившейся в науке европоцентричной парадигмы поступательно развивавшейся цивилизации столь сильно парализовали наше сознание, что порой бывает очень нелегко принять даже вполне очевидные факты.
Отнюдь не претендуя на изложение в настоящей статье исчерпывающего очерка культуры колыбельной цивилизации Мезоамерики и, тем более, давшей толчок для ее развития более развитой древнейшей цивилизации «богов», попытаемся обратить внимание лишь на некоторые, на наш взгляд, красноречивые факты, требующие пересмотра сложившейся исторической концепции.
Достижения геологии и палеонтологии последних двух столетий сформировали канон, согласно которому эпоха доминирования на нашей планете гигантских рептилий отделена от нас десятками миллионов лет. Считается азбучной истина: вымершие в конце мелового периода по неустановленной причине пресмыкающиеся разошлись на оси времени с человеком никак не менее чем на 65 миллионов лет.
Принимая эту концепцию, музей Вольдемара Джульсруда в мексиканском городе Акамбаро следует считать либо несуществующим, либо скопищем лженаучных подделок. Кстати, именно такую удобную позицию и занимает академическая наука. Между тем, музей, созданный любознательным переселенцем из Германии, всю жизнь посвятившим поискам и изучению артефактов, найденных в местном холме Быка, буквально переворачивает с головы на ноги наши представления о мезозойской эре. В музее собрано более двух десятков тысяч керамических фигур, реалистично изображающих древних ящеров. Причем особенности строения их тела таковы, что в точности таких животных вы не найдете в известных атласах динозавров, бронтозавров, диплодоков, тиранозавров и прочих их современников (фото 1).
Более того, некоторые «жанровые сценки» повергают в полное недоумение: вот плезиозавр с наброшенной на морду уздечкой; вот рука человека, ласково треплющая щеку игуанодона; девочка, держащая на руках крохотного, метровой длины, детеныша диплодока… Из огромного собрания больше двух тысяч керамических фигур показывают ящеров, одомашненных человеком.
Большинство ученых, посещавших и музей, и холм Быка, из недр которого извлечены все статуэтки, категоричны – это фальшивки!
Директор музея Даниель Рейнар Лепер не располагает таким авторитетом в науке, чтобы спорить с титулованными археологами, палеонтологами и зооморфологами. Однако он убежден: фальшивками эти уникальные произведения искусства быть не могут.
Хотя бы потому, что среди десятков тысяч двух одинаковых не встретишь. Какому безумцу взбрело бы в голову затрачивать титанические усилия для того лишь, чтобы все изделия закопать в землю? Да и какой художественный комбинат должен был трудиться над этой армадой динозавров! Всего-то, чтобы одурачить тех, кто случайно найдет это кладбище лепных ящеров?
Кроме того, бесспорно установлено, что в последние сто лет в Акамбаро и окрестностях не было керамического производства.
Вольдемар Джульсруд, немец, уехавший в конце XIX века в далекую Мексику на поиски счастья, увидев у местных крестьян фигурки динозавров, стал платить им от одного до трех песо за каждую. И к концу 50-х годов 12 комнат его особняка оказались забиты находками.
Однажды наука направила комиссию из видных ученых для проверки подлинности коллекции. Вместе с Вольдемаром они выкопали несколько фигурок, убедившись тем самым в их аутентичности. Эксперты на радостях даже поздравили Джульсруда с открытием и обещали ввести его в научную литературу. Но в последовавших публикациях глиняные ящеры вновь были объявлены фальшивками.
На рубеже 60-70-х годов несколько экспонатов из коллекции Джульсруда были датированы методами радиоизотопного и термолюминесцентного анализа в лабораториях университетов США. Результаты оказались поразительными: одна фигурка изготовлена в середине 5-го, другая – в начале 3-го, еще две – в середине и конце 2-го тысячелетия до новой эры. Гигантских ящеров к этому времени, по данным науки, в помине не было.
Из двух видов огромных рептилий – стегозавров и зауроподов – первые отличаются наличием на хребте треугольных пластин, вторые их не имеют. Лишь полтора десятилетия назад на территории США были найдены останки зауроподов с коническими шипами на спине. А в коллекции Джульсруда уже полвека как хранятся фигурки зауроподов с островерхими спинами. Раз античные скульпторы предвосхитили открытие, значит, они лепили животных с натуры. Другого просто не может быть!
Но для чего же они это делали?
Вариантов ответа на этот самый трудный вопрос может быть несколько. Предвидя надвигающуюся природную катастрофу и неминуемую гибель, коренные жители Америки (а они, напомню, превосходно знали астрономию и создали календарь, более точный, чем наш, григорианский) могли оставить память о себе и окружавшей их жизни. Для нас, лишенных информации о Земле, какой она была до катастрофы.
А может, жившие здесь представители развитой цивилизации занимались генетическими экспериментами по выведению небывалых существ. Одна из предварительных фаз этой работы – фиксация тех видов, что имелись в природе.
Наконец, совсем уж фантастическое допущение: что, если эти ящеры были разумными и гигантские города, построенные в Новом Свете, – их лап дело? Может, тогда и керамические портреты сородичей выполнены динозаврами?
- Если наши потомки, – возразила одна знакомая, – через много веков откопают игрушечных роботов, которыми играют наши дети, они смогут подумать, что в XXI веке на земле существовала цивилизация роботов?
Но какой смысл закапывать исключительно роботов? К тому же игрушки сделаны по стандарту, а значит, одинаковы, и в одном месте их не будет так уж много. А керамических динозавров первоначально, до частичного расхищения музея после смерти Вольдемара Джульсруда, было 35 тысяч, и все разные!
К счастью, не все специалисты огульно отрицают подлинность коллекции. Несомненную ее ценность для науки признает мексиканский археолог Хорхе Хулио Селлс Поланко.
Профессор института истории Национального автономного университета Мехико Артуро Меса считает, что скульптуры Акамбаро имеют местное происхождение и выполнены жившими здесь племенами.
Профессор истории и антропологии университета Нью-Хэмпшир в США Чарльз Хэпгуд своими руками откопал в Акамбаро сорок с лишним фигурок и определил их аутентичность.
Но эти специалисты – в меньшинстве. А для большинства мысль о разумных ящерах столь же неприемлема, как идея одомашненных динозавров. И бороться с такими гипотезами ревнители устоявшихся истин готовы до последнего дыхания – ведь иначе пришлось бы пересматривать историю человеческой цивилизации.
Однако ревнители устоявшихся взглядов, требующие закрытия музея в Акамбаро, как видно, плохо знакомы с культурным наследием своего континента. Иначе они были бы вынуждены признать, что немало аналогичных экспонатов встречают посетителей буквально всех столичных музеев археологии в странах Центральной Америки. К примеру, в Сан-Хосе, в Национальном музее Коста-Рике вы можете познакомиться с таким вот зооморфным созданием (фото 2).
Понятно, что ни один зоолог, ни один палеонтолог не сможет сопоставить данное существо с каким-либо описанным в учебниках прототипом. Если же мы попытаемся расчистить для подобного «невозможного существа» ячейку на построенной по дарвинистскому принципу эволюционной лестнице, скоро убедимся в тщетности усилий.
Фольклор древних жителей Америки, как видно, не согласуется с учением Дарвина. И расхождение ветвей развития «бывших родственников» – обезьяны и человека – для художника народа майя, судя по выставленному в музее археологии и этнологии Гватемалы керамическому сосуду, вовсе не абсолютная истина. Со всем реализмом превосходного художника на ободе вазы выписана сцена соития самца черной хвостатой обезьяны и женщины майя (характерный скошенный лоб и птичий нос однозначно относят женский персонаж к этому древнейшему народу Мезоамерики) (фото 3).
Несколько тысячелетий назад вместо Берингова пролива был сухопутный перешеек между Сибирью и Аляской. Северные народы Азии перешли на новый континент и расселились по нему. Такова господствующая сегодня гипотеза. Генетика подтверждает – индейцы ближайшие родственники сибирских туземцев.
Возможно, так оно и было. Но откуда вдруг в доколумбовой Америке негры? Десятки каменных голов приписывают ольмекам – древнейшему индейскому племени. Широкоскулые лица, глаза навыкате, толстые «вывернутые» губы – ну, чистокровные негры. А ведь привозить рабов из Африки колонизаторы начали только в XVI веке, через тысячи лет после создания этих скульптур.
Среди керамических фигурок древних индейцев можно увидеть японца, китайца, монгола. А еще встречаются семиты и не вполне опознанные этнические типы, возможно, знаменитые мореплаватели античного мира финикийцы.
Бетонная консоль одного из древнейших на территории Мексики храмов завершается головой дракона. Музейный смотритель рассказал мне: туристы из Китая изумляются – это ведь в точности китайский дракон! Как он в глубокой древности перебрался через Тихий океан?
Да и Колумб, похоже, отнюдь не случайно попал в Америку. Открытие в ХХ веке древних карт, предположительно 4 тысячелетия до н. э., на которые нанесены контуры Америки и даже Антарктиды, навело исследователей на догадку: он отлично знал, куда плывет, и был вооружен картами, которые помогли ему избежать опасных рифов.
Выходит, кругосветки происходили и в древнем мире. Что подтверждается совпадениями, признать которые случайными весьма трудно. К примеру, американские индейцы сдавливали двумя досками череп младенцу, придавая ему форму огурца. Неизвестно зачем, но это практиковали веками. Много вытянутых черепов раскопали в обеих Америках.
Очень интересно! Сколько еще всего неизведанного! И в который раз убеждаюсь, что древность была отнюдь не примитивной, как это активно нам пытаются внушать...
Эта статья в нескольких частях. Есть продолжение, которое еще интереснее.