Клен над моей головой

СЛЕДЫ БОГОВ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МЕЗОАМЕРИИКИ

С. Е. Кашницкий, искусствовед, журналист
об авторе здесь: http://ellenwisdom.livejournal.com/122731.html
Часть 2

Но такие же находят и на нашем Северном Кавказе – их можно увидеть в витринах Кисловодского музея. Значит, предки осетин и южных славян тоже могли добраться в доколумбову Америку.
Индейцы успешно проводили операции на мозге – археологи находят следы умелой трепанации черепов. А вот череп, какой мне прежде не встречался нигде. Помимо сквозного отверстия, просверлена глухая лунка. Для чего?

Может, в нее вставлялся микрочип для дистанционного управления человеком? Если так, значит, в древней Америке использовали киборгов: техника уже позволяла, а нравственность, далеко отставшая от технического прогресса, не запрещала.
Огромные армии индейцев оказывались послушными рабами в руках «богов», а когда заряд батарейки заканчивался, отработавших киборгов ликвидировали.
Имелись, видимо, и другие каналы связи древних аборигенов Америки с всесильной цивилизацией. Некоторые следы этой связи до сих пор можно отыскать в джунглях Центральной Америки.
Когда в предместье Гаваны закрывали старое кладбище, раскопали некоторые могилы. В одной из них доски гроба настолько прогнили, что, когда рабочие его вытащили, что-то вывалилось и, ударившись о камень, разлетелось на сотни мелких осколков. Это оказались кристаллы горного хрусталя.
Сегодня они экспонируется в археологическом музее Гаваны (фото 5). Рядом с черепом три небольших шара: один гранитный и два кварцевых. Идеальная шлифовка шаров удивительна, особенно, когда знаешь, что изготовили их туземцы. Археологи, как обычно, ограничились предположением, что это предметы шаманского ритуала. Однако в чем его смысл, директор музея объяснить не может.
Зато любопытную историю поведала мне пожилая смотрительница музея Мария Хуанита Ирунья.
Бабушка рассказывала ей, что в деревне, где она родилась, все старики, достигнув преклонного возраста, отправлялись в горы и вырубали друзы горного хрусталя. Потом долгими вечерами шлифовали прозрачные камни, стремясь придать им форму правильной сферы. Каждый долгожитель перед смертью старался обеспечить себя несколькими ровными шарами. Чем большей чистоты поверхности добивался владелец шара, тем большей похвалы он удостаивался на поминках. Когда старик умирал, их клали ему в гроб. Считалось, что с помощью этих сфер человек передает Создателю весь накопленный им опыт.
Не знаю, был ли подобный обычай в других государствах Америки, но в Коста-Рике тоже сохранилось множество каменных шаров (фото 6). Это небольшое государство в Центральной Америке прославилось ими на весь мир: шары изображены даже на почтовых марках и купюре 5000 колон (фото 7).
В 1939 году, расчищая джунгли под банановые плантации, рабочие впервые натолкнулись на шары, в видимом беспорядке разбросанные по земле. Это были гладкие сферы из гранита или обсидиана – черного камня вулканического происхождения. Диаметр различался от нескольких сантиметров почти до трех метров, масса – от считанных килограммов до пятнадцати тонн (фото 8). Никакой логики в расположении этих шаров выявить не удалось.
Первые исследователи распиливали находки, надеясь обнаружить внутри золото. Увы, камень был сплошным. Поздней, когда археологи установили, что возраст шаров превышает полторы тысячелетия, их признали национальным достоянием. Теперь шары защищены законом.
Самая загадочная особенность каменных сфер – поразительная округлость. По уверению директора Национального музея Коста-Рики Франсиско Кораллеса Уллоа, отклонения от идеальной формы шара не превышают двух миллиметров. Столь высокая точность шлифовки камня была бы неудивительна сегодня, когда имеется высокоточное оборудование. Но древние племена, жившие на этой территории, не располагали ничем, кроме каменных скребков и медных ножей, абсолютно непригодных для столь виртуозной обработки.
Последнюю попытку разгадать послания предков предприняла костариканка Ифигения Кинтанилья, ныне сотрудница университета Барселоны. Обследовав около трех сотен шаров, лежащих в труднодоступных уголках тропического «дождевого леса», она издала альбом, в котором изложила все существующие гипотезы.
Согласно одной из них, в расположении некоторых шаров можно усмотреть фрагменты карты звездного неба. Возможно, такие ориентиры могли потребоваться древним астронавтам при подлете к Земле.
Другая гипотеза видит в шарах каменный календарь аборигенов, необходимый им для проведения земледельческих работ. Все древние племена Америки, начиная с ольмеков, располагали календарем, более точным, чем наш григорианский. Они высчитывали длительность високосного года вплоть до секунд, умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Если эти астрономические знания индейцы получили от пришельцев из космоса, могли остаться «наглядные пособия» древнейших планетариев – как раз каменные шары.
Некоторые геологи предполагают, что шары вообще не рукотворные – сферическую форму они приобрели в кипящей лаве, выходя на земную поверхность из вулканических недр. Но господин Кораллес уверяет, что это предположение уже опровергнуто: на многих шарах отчетливо видны следы шлифовки, а значит, без человеческих рук не обошлось.
Есть и такая экзотическая гипотеза: небольшими шарами индейцы играли в командные игры – спортивные площадки имеются во всех античных городах Америки. В некоторых музеях лежат мячи для игры, сделанные из твердого каучука. Но не из гранита же. И куда девать в таком случае шары выше человеческого роста?
Логичней допустить, что погребальные шары из кубинских деревень и шары Коста-Рики предназначались для одного и того же – связи с Космосом. Если в самом деле это своего рода антенны-передатчики для связи с планетарной сферой разума, понятны усилия аборигенов, затраченные на шлифовку шаров.
Правда, все равно неясно, почему гранит обеспечивает такую «духовную радиосвязь». Хрусталь для этой цели подходит больше – не зря ведь в эзотерических ритуалах многих народов он применяется для гаданий, по сути, подсматривания событий прошлого или будущего. Даже в известной русской сказке: «Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доложи…» Вместо зеркальца может применяться стеклянный, кварцевый или хрустальный шар.
Все еще малоизученная доколумбова цивилизация ученым представляется примитивной. Но оставленные ею памятники доказывают: древние американцы знали и умели куда больше нас. Как знать, может, сотни уцелевших шаров – это такое антенное поле, что позволяло им или сотрудничавшим с туземцами пришельцам собирать информацию о Земле.
А то, что пришельцы могли в далекие времена посещать Землю, в том числе и Новый свет, доказывают многочисленные изображения космонавтов – на саркофагах, керамических сосудах, ритуальных столиках, в камне, золоте и нефрите. Об этом – в следующем репортаже из Центральной Америки.
Интересная особенность изобразительного искусства аборигенов Америки – стертая граница между обликом животных, людей и, возможно, инопланетных существ, которые могли в исторической ретроспективе оказаться на Земле. В музеях семи стран континента (кроме упомянутых выше, также Кубы, Белиза, Перу и Боливии) нам довелось рассматривать сотни объемных изображений неких иноцивилизационных существ с признаками разума и интеллекта (фото 9).
Первое побуждение при рассматривании «невозможных существ» – признание за «первобытными» художниками развитой фантазии, позволявшей им выдумывать бесконечное разнообразие живых форм. Однако этот поверхностный вывод тотчас вступает в противоречие с некоторыми проверенными истинами. Во-первых, любой специалист по первобытному искусству поставит под сомнение фантазию художников любой колыбельной цивилизации. Сопоставление сохранившихся наскальных изображений, петроглифов и графики на предметах быта с известными прототипами из мира фауны и флоры доказывает принципиальный реализм древних художников.
Оригинальный исследователь наследия древних цивилизаций Андрей Скляров, изучавший с членами своей экспедиции в Мексику керамику Акамбаро, поставил любопытный эксперимент. Вернувшись в Москву, ученые договорились с руководством одного из детских художественных лицеев и, придя на урок, попросили детей 6-8-летнего возраста (это, как известно, пик развития фантазии) нарисовать динозавров и каких угодно ящеров, ничем не ограничивая свою фантазию. Собрав и систематизировав детские рисунки, исследователи убедились, что воображение юных художников подсказало им не более семи типов рептилий – в то время как в экспозиции Джульсруда их далеко за 20 тысяч!
Возможность появления на древней Земле пришельцев из космоса столь часто обсуждается писателями-фантастами и не связанными с академической наукой исследователями, что здесь, казалось бы, ничего нового просто не может быть. Но осмотр музеев доколумбовых цивилизаций придает гипотезе палеоконтакта новый импульс. Прежде всего, удивляет, что нет абсолютно ни одного археологического музея Америки, стеллажи и витрины которого не пестрели бы «пришельцами» (фото 10).
Рассматривая ювелирную фигурку человека в скафандре, выставленного в коста-риканском музее золота, отметим, что как в проработке деталей, так и в расслабленной позе человека, не ощущающего собственного веса, легко угадывается космонавт, практически не отличимый от современного. Лишь акцентирование признака пола, весьма характерное для искусства далекого прошлого, не позволяет отнести изделие к нашему времени. Даже не придираясь к точности более чем условной датировки находок, согласимся, что изготовлена фигурка за долгие столетия до «космической эры» в нашем сегодняшнем понимании (фото 11).
Несколько отлична подобная фигурка из белого нефрита, хранящаяся в Гаване: руки, упершиеся в слегка согнутые колени, позволяют полагать, что пилот сгруппирован перед взлетом или посадкой. Огромные глазницы скафандра или защитных очков и гипертрофированные уши (а скорей всего, наушники) придают изделию древнего художника созвучность нашей технократической эпохе. И лишь музейная информация на этикетке данного «антропоморфного идола», найденного в городище Эль-Колорадо на востоке Кубы, всем скептицизмом археологической науки свидетельствует, во-первых, о древности памятника и, во-вторых, об отсутствии у археологов ассоциации находки с космопроходцем.
Еще большую вероятность встрече людей с посланцами далекого космоса придает, на наш взгляд, жанровое разнообразие в изображениях «пришельцев» или «космонавтов». Кроме ювелирных изделий, это огромное количество рельефов, вырезанных на гранитных менгирах и стелах, – их великое множество во всех виденных нами археологических комплексах городов древних индейских племен Мексики и Гватемалы; это также керамические сосуды и контурные рисунки на немногочисленных листочках чудом уцелевших рукописей майя (фото 12).
Последние памятники представляют особую ценность. Испанские конквистадоры – они же христианские миссионеры, покорившие Америку, с принципиальным упорством старались сжигать языческие рукописи местных народов. И лишь благодаря еретической любознательности некоторых цивилизаторов, таких, к примеру, как Диего де Ланда, мы имеем возможность видеть, что и как рисовали майя. Толкование этих рисунков учеными также неоднозначно: никто из «правоверных» историков не назовет изображенный персонаж космонавтом. Разумеется, в трактовке университетских профессоров и музейных сотрудников, это шаман или жрец. Но при такой версии им не удается объяснить, что за технические устройства мы видим на шлеме изображенного, в руке, на шее, поясе, на коленях… Зато сопоставление изображенных аксессуаров с техническим инвентарем космонавта куда более плодотворно и реалистично.
Особенно богат на изображения звездных странников затерянный в джунглях город древних майя с условным именем Паленке. Огромные пирамиды Древнего Египта считают усыпальницами фараонов, однако ни в одной из них так ни разу и не нашли мумию. Иное дело пирамиды мексиканские. К примеру, в ступенчатой пирамиде Паленке в середине ХХ века нашли хорошо сохранившееся захоронение: скелет двухметрового человека, нефритовая маска и украшение. Саркофаг был закрыт пятитонной плитой с прекрасным рельефом, который до сих пор вызывает неутихающие споры среди ученых.
Вслед за первооткрывателем – археологом Альбертом Русом знатоки культуры древних индейцев уверяют: это останки племенного вождя Пакаля. И приводят доказательства: скошенный лоб, плюмаж из перьев, древо жизни с корнями в аду и кроной на небесах, пернатый змей, – все характерные для майя признаки вождя или шамана, вознесшегося на небо.
Американский исследователь Ла Фей обратил внимание коллег на деформированный второй палец ноги Пакаля. Тот же палец скелета имел точно такую же деформацию. Значит, сделал вывод ученый, рельеф реалистичен. Но в таком случае и все остальные детали могут быть отнюдь не мифологичными, а вполне правдивыми. При этом они поразительно современны: изображен пристегнутый к креслу пилот в скафандре с дыхательным аппаратом, окруженный приборами на пульте управления космическим кораблем, перед ним рычаги и электромагниты, позади энергетическая установка и сопло с вырывающимися реактивными струями. Даже нога астронавта нажимает педаль.
Первым эту идею высказал советский исследователь Валерий Гуляев, но всемирную известность гипотеза получила после выхода нашумевшего фильма швейцарца Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем». Разумеется, мировая наука отнеслась к ней скептически: как попал на космический корабль земной человек и почему он похоронен в саркофаге?
Хотя белорусский ученый Вячеслав Зайцев успешно совместил обе версии: это мог быть индейский правитель Пакаль, взятый пришельцами в космос.
Впрочем, о знаменитой плите написано так много, что не хочется повторяться. Менее известно, что храмы и дворцы Паленке буквально кишат изображениями космонавтов. Нет ни одного алтаря в этом городе, который не представлял бы нам пилота в полной амуниции. Ну, такого, к примеру, как этот (фото 13):
На наш взгляд, проблема идентификации этого изображения должна быть сформулирована «от противного»: следует напрячь фантазию, чтобы интерпретировать рельеф как-либо иначе – если это не космонавт, то кто?
И уж совсем по-современному смотрятся так называемые атланты античного мексиканского города Тулы, населенного тольтеками. Четыре одинаковые четырехметровые фигуры из базальта изображают мускулистых мужчин с защитной шестилепестковой пластиной на груди (уж не защита ли от излучения?), в правой руке они держат нечто тяжелое, весьма напоминающее отбойный молоток.
На одной из фигур выгравирован рельеф: повернутый в профиль человек в скафандре держит некий прибор и вырывающимся из него пламенем обрабатывает камень. Ну, точно, плазменная установка!
Конечно, скептики возражают: если столь разумные существа посещали Землю, куда же они делись и почему встречавшие их индейцы остались полудикими?
Остроумный ответ на этот вопрос дал Дэникен в том же фильме. Он показал туземцев одного из южных островов, где в годы войны американцы основали военно-воздушную базу. После войны летчики улетели, а дикари изготовили из бамбука и соломы подобие самолета и взлетной полосы и стали дожидаться возвращения «богов». Дети туземцев не видели американских летчиков, но передают своим детям миф о белых людях, спустившихся с неба на серебристых птицах. Кто-то из дикарей мог быть гостем летчиков и даже полетать над землей. Но не факт, что через много лет соплеменники ему верят. Возможно, даже лечат его травяными настоями от навязчивых галлюцинаций.
Разве с ольмеками, тольтеками и майя не могло происходить нечто подобное? Только прилетать к ним могли не американцы на «дугласах», а инопланетяне на ракетах.
Впрочем, неожиданным могло быть появление на американской земле не только пришельцев из других миров, но и с континентов Старого Света, отделенных от Америки океанами, непреодолимыми, как мы учили в школе, по крайней мере, до средних веков. Между тем, доколумбово искусство Мезоамерики свидетельствует о многочисленных контактах местного населения с представителями тех рас и этносов, которых здесь до появления испанцев, казалось бы, никак не могло быть.
Начнем с белых людей, в древние времена расселенных исключительно в Европе и западных регионах Азии. Понятно, что среди индейцев людей с европейским обликом быть не могло. Однако предметы пластического искусства индейцев свидетельствуют о прямо противоположном.
На стелах, во множестве найденных в древних городах ольмеков, тольтеков, миштеков и майя, мы видим бородатые профили европейских мужчин (фото 14):
У всех индейцев – как современных, так и древних, – одна из этнических особенностей внешности состоит в том, что не растет борода. Значит, бородатые лица – а они встречаются исключительно среди «главных героев» пластических композиций, – могут принадлежать только пришельцам с далекого континента. Либо, согласно другой гипотезе, белые люди могли спуститься в Америку из северных полярных широт, где до катастрофического похолодания процветала жизнь в мягком субтропическом климате.
Другой бородач, запечатленный на рельефе, найденном в ольмекском городе Ла-Вента, изображен с алебардорй в руках и башмаками на ногах (фото 15 и 16). Оба эти атрибута были неизвестны жителям Америки и могли принадлежать только европейцу. Но каким образом жителя Европы изобразил художник, который жил и работал уж никак не поздней VII века – поздней этой даты ольмеки не существовали?
Таинственные ольмеки, исчезнувшие в буквальном смысле слова бесследно (не найден ни один скелет), оставили немалое количество своих портретов. Причем в истории искусства так называемым ольмекским головам принадлежит видное место (фото 17).
Они блистательно вытесаны из огромных каменных глыб, масса которых порой достигает десятков тонн. Кстати, в дождевых лесах Ла-Венты, где найдено большинство голов, подобных камней не было и нет – значит, их откуда-то как-то зачем-то везли. Размеры голов – до трех метров – позволяют предполагать в прототипах упомянутых в Библии гигантов. Ярко выраженные негроидные черты лиц ставят ученых в тупик: первых черных рабов из Африки колонизаторы завезли в XVI веке, ольмекские головы на 3-4 тысячи лет старше.
Но самое, на наш взгляд, поразительное даже не это. А шлемы, туго обтягивающие многие гигантские головы. Они ясно читаются на превосходных реалистических скульптурах. Не будем даже задаваться праздным вопросом, какой профессиональной гильдии принадлежат эти шлемы – танкистам, жокеям, летчикам или космонавтам? У «дикарей», каковыми мы привыкли представлять себе аборигенов Америки, равно не могло быть ни танков, ни летательных аппаратов, ни лошадей, завезенных лишь испанскими завоевателями.
Вопрос совсем в другом: можно ли было в «банном» климате тропических джунглей продержаться в шлеме дольше десяти минут? Представьте себя в сауне. В шерстяной-то шапочке на голове через несколько минут помутнеет в глазах. А у ольмеков шлемы либо кожаные, либо пробковые, ну, в крайнем случае, из неведомой нам синтетики.
Сколько голову ни ломай, а на аборигенов древнейшие жители Нового Света никак не тянут. Учитывая все их технические и гуманитарные достижения, создание городской культуры, впечатляющей не менее чем шумерская и древнеегипетская, умение непонятно как издалека доставлять колоссальные камни и обрабатывать их орудиями столь же твердыми, как сталь, высочайшее качество изобразительного искусства, генетические эксперименты и собственное этническое отличие от местных жителей, ничего не остается другого, как считать ольмеков пришельцами.
Появились они откуда-то с севера. От собирательства перешли к возделыванию маиса, что потребовало оседлого образа жизни. Потому на Американском континенте и возникли первые города. Дома с глиняными стенами и крышами из пальмовых листьев, унаследованные майя и всеми прочими племенами, впервые созданы ольмеками. Именно им принадлежат главные достижения Нового Света: иероглифическое письмо, унаследованное от ольмеков майя; культ орла, ягуара, крокодила и змея в искусстве; наблюдения звезд и создание солнечного календаря, ошибочно приписываемого майя. (Кстати, конец света, «намеченный» этим календарем на декабрь 2012 года, о чем трезвонят таблоиды всего мира, – «достижение» как раз ольмеков). Найдены ольмекские детские игрушки, стоящие на четырех колесиках – типа наших детсадовских лошадок. Казалось бы, что за сенсация? Однако до высадки в конце XV века испанских колонизаторов Америка не знала колеса. Поэтому кто и откуда забросил на континент ольмекские игрушки – серьезный вопрос.
Начиная с 3-го тысячелетия до н. э., когда можно говорить о первых ольмеках, в культурном слое на всей территории Центральной Америки то и дело встречаются керамические фигурки зверей, птиц, людей и всевозможных их комбинаций в виде сиамских близнецов. Причем уродство – с нашей сегодняшней точки зрения – всегда одного типа: туловище общее, а голов и шей две. Нам попадались «сиамцы» во всех исторических музеях Гватемалы, Мексики и Коста-Рики. Стало понятно, что это не такая редкость, как экспонаты кунсткамеры Петра I, а чуть ли не повседневное явление древней Америки.
Что, если в переходной форме эмбриона был заложен свой рациональный смысл? Например, такой. Сросшиеся спинами близнецы – отличный вариант устройства организма в эпоху неолита, когда лук со стрелами стал главным оружием: обзор обороняющихся «сиамцев» достигал 360 градусов – таких врасплох не застанешь.
А что такое двуглавый орел? Любопытный вопрос для нас, ежедневно видящих странную птичку как на рублевой монете, так и на солдатской кокарде. Самый, вероятно, древний двуглавый орел выточен из дымчатого нефрита ольмеками и радует глаза посетителей музея нефрита Коста-Рики. Может, оптимальная форма близнецов опробовалась сначала на птицах и зверях, потом на гребенчатоголовых существах и лишь затем «внедрилась» в человечество?
Кроме европейцев и негров, мы встречаем в экспозициях доколумбова искусства американских музеев характерные лица китайцев, японцев, семитов. Излишне доказывать, что никто из представителей этих народов не мог, согласно принятой в официальной истории версии, попасть в Новый Свет раньше испанцев.
В крупнейшем из античных городов Америки Теотиуакане, где на консолях балок пирамиды пернатого змея Кецалькоатля можно видеть этого змея в виде морды дракона, выяснилось, что бывающие здесь китайцы порой падают в обморок: настолько родным они его признают (фото 18)
Этой драконьей морде никак не меньше полутора тысяч лет – именно в столь отдаленной древности жители Теотиуакана по непонятной причине покинули город. Значит, китайцам удалось попасть в Мексику до этого срока. И никто не знает, как именно.
Опять фантазия художника? Но что-то очень уж она совпадает с реальностью. Кстати, о замечательном реализме доколумбовых художников свидетельствует один интересный памятник. В античном городе, условно названном Монте-Альбан (вблизи мексиканской Оахаки), сохранился ряд надгробных стел с превосходно выполненными профилями умерших сапотеков – именно это древнее племя населяло город. Археологи тщательно исследовали захоронения. И обнаружили один прелюбопытный факт. Под стелой с портретом сапотека, отличающегося кривыми зубами, был найден череп именно с таким дефектом. Выходит, рельефы отличаются портретным сходством (фото 19).
А поскольку сапотеки жили, по принятой историками датировке, на рубеже нашей эры, эти рельефы можно считать едва ли не первыми в мировом искусстве реалистическими портретами. Вот еще один веский довод в пользу того, что и японцы, и негры, и космонавты в скафандрах, и зубастые ящеры – не каприз вольного воображения, но реалистические образы, которые соответствовали тому, что происходило на земле древней Америки.
Совсем не праздный вопрос: как древние художники технически выполняли свои произведения? Большинство рельефов, о которых шла речь выше, вырезаны на граните, алебастре, нефрите или базальте. Это самые твердые породы камней, для обработки которых требуются если не алмазные или корундовые инструменты, то, по крайней мере, стальные. По представлениям историков, у индейцев ничего этого не было. В витринах музеев мы видим лишь каменные топоры и скребки и тесаки из меди. Но ни гранитными скребками, ни медными лезвиями на базальте невозможно даже царапину оставить – не то что обрабатывать с высокой степенью чистоты сложные криволинейные поверхности.
В коста-риканском музее нефрита, где экспонируется огромное количество превосходных художественных изделий из твердых пород камней, специально выставлен гранитный камень с ровной узкой щелью (фото 20):
Информационный щит, сопровождающий этот интересный экспонат, сообщает любознательному зрителю: индейцы вырезали такие узкие щели в граните, натягивая волокна из пальмовых листьев и распиливая ими камень. Наверняка авторы этого пояснения сами не удосужились опробовать в деле такую технологию – иначе они бы через несколько минут бесплодных усилий убедились в тщетности попыток перепилить гранит пальмовым листом. Других идей у музейщиков, увы, не нашлось.
Не легче себе представить, как древним каменотесам удавалось обрабатывать базальт. Эта вулканическая порода поддается только инструментам из самых прочных материалов (фото 21).
у меня еще есть куча фотографий к этой работе, часть здесб опубликую, которые он мне прислал с ней вместе, а я мельком посмотрела, удивилась и отвлеклась, а сейчас все изучаю снова, действительно очень интересно
Спасибо за статью. Обнаружила в ней еще несколько теорий, пытающихся как-то разъяснить необъяснимые явления. Например, если взять только историю с изображением на крышке саркофага в храме Паленке, то очень интересную интерпретацию можно прочесть здесь http://evolutsia.com/content/view/699/. А вот несколько слов из книги "Символы и знаки" : "...в изображении мирового дерева вплетены различные символы земледелия и орнамент из астрономических символов. На вершине дерева - птица - связник между мирами." т.е. изображенного человека в центре как будто бы вообще нет. Ну, и т.д
Прочла статью с удовольствием. Еще раз окунулась в мир тайн и загадок.
Андрей Скляров, которого Савелий упоминает снял несколько интереснейших фильмов про их экспедиции, я смотрела про мегалиты, Баальбек и Иерусалим. Мы когда там были в 2011 году обратили внимание, что нижняя кладка сильно отличается от того, что настроили потом сверху. Вообще там полно догадок таких, что странно как раньше не догадались. Посмотри кино "Тайны Храмовой горы".
Столько всего вокруг неизвестного и непонятного! Фильм возьму на заметку. Спасибо.
и неудивительно, что правительство Египта не разрешает проводить никакие исследования на своей территории и большую часть всего, что досталось им по стечению каких-то исторических обстоятельств и оказалось на их территории создано и построено не ими, а задолго до них какими-то иными людьми и цивилизациями.
главное, чтобы они это все не разрушили, как грозились. Тем более, что это все создано и построено не ими.
знаешь, я когда была в Египте, у меня все время эта мысль в голове сидела. Потому что даже в рассказах очень хороших гидов чувствовалось, что для них это все не более чем бизнес, не ихнее оно, в душу не вошло, просто находится на их территории. Уж куда с большим воодушевлением они рассказывали про свой быт, обычаи и т.д. Тоже интересно, но едешь в Луксор или Каир, конечно, не за этим.
Случайно попало к ним в руки то, что придумали какие-то атланты или цивилизация еще до них, и чем больше про это все узнаешь, тем больше становится непонятного.