Клен над моей головой

Свой Парфенон

Помнится, когда я собиралась в начале 90-х в Грецию, мой начальник, грек по происхождению, сказал: «Обязательно пойди на Парфенон, там осознаешь немыслимое и несказанное. Ах, как там дух захватывает!».

Иду на эту гору в Афинах: ну гора, ну развалины, колонны, камни, жара, пыль, иду выше, там Парфенон.
Ну... Парфенон, Акрополь (в голове странные ассоциации: Акрополь-Петрополь-Мелитополь). Ну... колонны, портики, выжженный белесый пейзаж, камни. Был вечер в начале апреля, но солнце палило зверски. Надо было подниматься на Парфенон, хоть тресни. Кому надо? Кто сказал, что надо?



Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Константин Бальмонт.

На середине пути к вершине, грекам надо было за вход заплатить зеленые доллары. Заплатила... и дальше – выше в гору, по жаре. Вот тогда я подумала: не захватывает здесь у меня дух... вообще, то есть - совершенно, ибо у каждого, видать, есть свое место захватывания духа, свой Парфенон и свои корни.

То ли дело, когда въезжаешь на Большой Каменный мост на троллейбусе номер один, и слева наискосок – «Дом на набережной» и думаешь обо всем, что он "видел" на своем веку. Видишь Театр Эстрады, парк напротив, а впереди за Москва-рекой – Кремль и купола, эта стая белых церквей, золото, сверкающее на солнце... Медленно иду я по Кадашевской набережной, чувствую как ходила здесь прабабушка молодая, красивая и влюбленная, встречая прадеда, студента юридического факультета МГУ и ощущая всей кожей ожидание встречи... этой. Вот, где захватывает дух, причем всегда.

То ли дело, когда сидишь на закате в древнем амфитеатре славной Кейсарии и смотришь на Средиземное море, думая о тех, кто в разные века также смотрел на этот закат и благодаря Высшие силы за то, что все это существует сейчас и будет существовать всегда. Маленькая страна, обозначенная цифрой на карте мира будет существовать всегда. А потом так вдоль берега и едешь до Тель-Авива и его веселого пляжа со светлым песком, по которому уже в пять утра начнут бегать энтузиасты здорового образа жизни. Вот, где захватывает дух, причем всегда.

Видимо, ничего у меня с Грецией не было никогда, даже не побоюсь этих слов – в прошлых жизнях, если они имели место быть.
В Парфеноне я не был, а вот в Риме меня проняло, да. Но особенно в древнеегипетсих храмах на Ниле.
Значит в прошлой жизни ты был египетским жрецом путешествий, Морса:)
Хорошо написали, Ленв, проникновенно и точно.
... "ибо у каждого, видать, есть свое место захватывания духа, свой Парфенон и свои корни. " - где-то прорастаешь, а где-то отмечаешься. Отмечаться скучно, будь там даже всемирно признанная достопримечательность. Вспомнилось, как приезжал в мою нежно любимую Хайфу френд из дальних краев и попросил меня поводить его по ней. Город, в который я вросла, не вызвал у него ничего, кроме раздраженного недоумения по поводу потерянного времени. Это был не его "Парфенон".
Вот-вот, о том и речь, Марина. Я помню как ругалась моя коллега после поездки в Индию, и как восторженно рассказывал о той же Индии мой брат.
А у сеня дух захватывает в Барселоне в Sagrada de Familia.
Многие восторгаются. Моя подруга-programmer даже сказала: "Все брошу, куплю в Барселоне квартиру и буду работать дистанционно."
А у Вас, Катерина, он где? Зря спросила. Почти уверена, что в Аптекарском:)
Нет, те кусочки Москвы, где еще сохранилась она старая. И старый Питер, бабушкина родина. Там просто врастаю в почву сразу, как приезжаю.
А вот это тоже интересно. Я в Питере никогда не жила. Была по неделе три раза. Севершенно пронизывающее ощущение, что место знакомое и много эмоций с ним связано. В 15 лет бродила по нему как пьяная от красоты и вдруг вышла на Дворцовую площадь. Потом в 20 и 30 лет приезжала, и все время две эмоции вызывает этот город "с своим туманом и водой": гордость и трагизм.
Нет, Леночка!
Чтоб захватило дух в Греции, надо не туда было идти, а в Метеоры ехать или на острова

Спасибо. Честно.


Хотя отсутствие реакции еще ничего не доказывает. Может быть, какое-то малое условие не было соблюдено. Время ли суток, или время года, нужный попутчик или нужный запах...

Нет. У женщин отсутствие реакции - это... отсутствие реакции.
Я сравнительно недавно - зимой - писала о визите Гумилёва в Парфенон по дороге в Африку. У него там дух захватывало, он потом, годы спустя, с удовольствием вспоминал об этом, а там даже молился Афине Палладе, настолько острым и глубоким было впечатление от места... Ну и Гомер любимый, неповторимый, мифы греческие - всё же сразу вспоминается... У меня в романе об этом достаточно подробно.

Я в Греции не была пока что, но от фотографий античных руин внутри всё сладко трепещет, сколько себя помню. Как и от Гомера, собственно. "Илиада" - гипнотический текст, ничего подобного больше не найти во всей мировой литературе.
"Илиаду" не читала. Если кого из греков уважаю, то Сократа за то что первым придумал коучинг 3400 лет назад и ввел в обиход Сократовы вопросы, которые сейчас и есть основа Life coaching, в том виде как его преподают на западе, как раздел прикладной психологии и как я его изучала на американских курсах. Хорошая дйственная вещь.
Да, я читала диалоги Платона о Сократе.
Но у меня самое любимое - древнегреческие мифы и Гомер . Это совсем другое, это невероятное сюжетное мышление и невероятная поэзия.
Я беру "Илиаду", когда хочется мгновенно нырнуть в другой мир, успокоить нервы, вдохновиться...

Нет уже ни пустынь, ни скиний.
Город, спящий среди веков.
А Луна освещает спины
Древнегреческих облаков.

Лунный свет заливает Трою,
Неживой, неподвижный свет...
Город мой, что будет с тобою
Через несколько тысяч лет?
А вот одно из моих любимых гумилёвских:

СОВРЕМЕННОСТЬ

Я закрыл Илиаду и сел у окна,
На губах трепетало последнее слово,
Что-то ярко светило — фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.

Я так часто бросал испытующий взор
И так много встречал отвечающих взоров,
Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных маркеров.

Так, в далекой Сибири, где плачет пурга,
Застывают в серебряных льдах мастодонты,
Их глухая тоска там колышет снега,
Красной кровью — ведь их — зажжены горизонты.

Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя,
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.
Мои прадед и прабабушка именно в гимназии познакомились. Как раз сейчас на эту тему думаю. Крутится в голове давно уже и хочу про них написать и про то как судьба одного человека вплетается в судьбу страны или стран, а может это страна в судьбу человека вплетается, ибо если по каббалистам (если я правильно их понимаю), то человек - главный, а все остальное создано для него и создается им самим. Из этого стихотворения наизусть всегда помню только первую строфу.
Часто читаю это стихотворение про себя... И мороз по коже от него всегда. Та картинка, которая представляется, начинает расширяться, становится ярче и ярче - как в кино, когда камера двигается. Причём это "кино" быстро превращается в реальную жизнь...

А меня сейчас очень занимает, что невозможно - то есть, наверное, возможно, но редко получается - отследить момент, когда человек перестаёт влиять на события своей жизни, его как бы подхватывает мощным течением и несёт куда-то вместе с историей страны. Так бывает не со всеми, конечно, и обычно в переломные моменты истории.

Edited at 2015-05-09 01:29 pm (UTC)
интересный сайт
Мария, я сегодня случайно нашла сайт, в котором много известных людей России от Ильи Муромца до Высоцкого. Есть и Гумилев. Может быть, там есть какая-нибудь информация, которая Вам пригодится для романа: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=492
"Николай Степанович Гумилёв (3 (15) апреля 1886, Кронштадт — август 1921, под Петроградом, точное место неизвестно) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. Родился в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва ... "
Re: интересный сайт
Спасибо! Посмотрела - нового ничего, и много всяческих неточностей, ошибок и недоговорённостей. Взгляд не системный, а странно фрагментарный - выхвачены случайные цитаты, отдельные второстепенные или спорные факты и т.д.
В принципе, это, со своей стороны, тоже полезно - ведь и при жизни Гумилёва многие так воспринимали.
Re: интересный сайт
Ну, не надо - так не надо:)
Как движется роман?
Re: интересный сайт
Нет, почему же - всё надо, всё полезно так или иначе! Но я уже глубоко в теме и поэтому очень придирчива. :)

Роман пишется, и приходит нужная информация. Работа продвигается.
Не под настроение поднимались=)

Надо было сначала "погрузиться", а потом подняться=)

Но, в принципе, Вы, конечно, правы, у каждого свой Парфенон.
Может, я просто подниматься в горы не люблю. В прошлом году до вершины Везувия не дошла. Все кругом пеплом посыпано до сих пор. Спросила у экскурсовода что там на вершине, она говорит - все то же самое, и я, с чувством глубокого омерзения, развернулась и пошла вниз:)
Я Вас понимаю=) Пепел месить не самое душеполезное дело.
Какие мысли тебе пришли!
Надо и мне подумать, где я родная! Где мой Парфенон...
Подумай и скажи, ты много путешествовала и жила в разных местах.
Думаю.
Я так много ездила, любовалась душой!!!
Ни в Швеции, ни в Финляндии...
А Париж, против моей воли, стал родным, когда я ходила по набережной Сены, серой набережной, серый воздух...
Мне так нравились БЕЛЫЕ домики, обвитые розами, на островах, но, и в Греции, и в Турции, и на Кипре!
А вот в Турции, в деревнях, на обочине были выложены глиняные изделия и мне казалось, что и я их делала, так они хороши были.
Я еще подумаю.
Нигде и никогда я так не ощущала мглу веков, ка в Херсонесе. Хотя и повидла кое-что по этой части.
И как?

У мамы знакомые жили там рядом, в Стрелецкой бухте, мы, когда приезжали, туда лазили через дырку в заборе, гуляли.