Валентин и я в Израиле

"Крик лангусты" или Не в кассу



Не в кассу... Это выражение я слышала от моих учеников в девяностые годы. Смысл его - не ко времени, неизвестно зачем, идея туманна. Не знаю в ходу ли оно сейчас. Странная вещь приключилась вчера - второй раз в жизни я ушла со спектакля, не дождавшись антракта. Даже и не знаю, был ли он. Антракт. К нам в Ричмонд Хилл приехал вчера театр Евгения Вахтангова и привез спектакль «Крик лангусты». Кто только из московских звезд у нас не выступал! А что? Театр у нас прекрасный. Народ благодарный и вежливый.

Идея в том, что великая актриса Сара Бернар (все, конечно, помнят ее годы жизни и нечеловеческий актерский талант), будучи уже глубокой старухой пишет мемуары и заставляет своего помощника исполнять роли тех, о ком она пишет. Потребность в творчестве. Он сопротивляется, но потом соглашается.По тексту героине 77 лет, а играют так, будто ей 99. Ладно. Театр Вахтангова, система Станиславского… может так надо.

Актеров двое. Они прекрасны и популярны. Юлия Рутберг хороша, как всегда.
И как всегда, кого бы она не играла: Фаину Раневскую, Анну Ахматову или обманутую жену в «Женской дружбе»… во всем ее облике сквозит сознание своей красоты, ума, благородства и остроумия. Это как-то всегда… бегущей строкой по лбу. Ну и правильно, любая умная красавица знает, как трудно прикидываться дурой. И не нужно это никому!

Она требует своим низким голосом секретаря, которого играет Андрей Ильин изобразить маму Сары, а он (тоже замечательный артист, я из-за него 50 серий «Каменской» посмотрела) не соглашается. Герой что-то пищит, истерит и подпрыгивает, бегает и любит маму. Свою. Они долго пререкаются из-за зонтика. Зрители неуверенно пытаются посмеяться. Может комедия?

Сара Бернар начинает с того, что поливает свою маму («Это ее прекрасно характеризует!») Говорит, что мама ее была еврейкой, воспитывала двух дочерей и при этом, не выходя замуж, спала со всеми влиятельными и богатыми французами Парижа, подложив под одного из них, самого волосатого, даже пятнадцатилетнюю Сару. Что-то... как-то... Кто же автор сценария? Ну, ладно. Может, Сара Бернар действительно так написала.

Разок в экстазе помощник даже пищит: «Вашу мать!» Народ неуверенно хихикает. Все-таки интересно, кто автор «пьесы». Этого Сара точно не поняла бы. Зал терпеливо ждет, что действие раскрутится. Может комедия? Герой закатавает штаны. Что-то ожидается, но он их опять раскручивает. Сара и ее секретарь переключаются на что-то.

Действие спектакля развивается. Теперь Сара поливает сестру, потом жизнь и солнце, сильнее всего солнцем она недовольна, опять маму, настоятельницу монастыря. Заставляет помощника ее изобразить. Он паникует, отказывается, к чему все уже привыкли. Надевает на голову шарфик, а дальше они на что-то другое переключаются или просто забывают про настоятельницу.

Сара вспоминает молодость, восхищается телом грека, своего мужа, когда ему было тридцать лет, начинает философскую мысль и том, что в старости молодое тело чье-то, не свое, вроде как – главная мечта…
«Ладно, доживем до старости – посмотрим» - тихо шепчет зал.
Все ждут откровений, прозрений, мудрости немыслимой, которая, наверное, приходит лишь в старости. На этом месте Сара вдруг надевает белую маску с клювом. Ну? И что дальше? Ничего. Они снова переключаются на что-то другое.

А потом – бах, и Юлия заваливается в кресле и раздается страшная музыка, потому что Сара Бернар, вроде как, умерла!!! Но все знают, что еще только минут сорок прошло от начала спектакля, и умереть она не может. Она лежит, он бегает. Она лежит, он бегает. О великая пауза великой Сары Бернар! Хотя она, думаю, как-нибудь иначе бы завалилась… по-гамлетовски. Пора уходить – думаю я.

На этой мысли героиня оживает, что-то говорит, помощник кудахчет. Потом она заявляет, что единственный человек, который ее понимал, был Оскар Уайльд. О! Остаюсь! Устраиваюсь поудобнее. Был ли в английской литературе более тонкий, остроумный и задумчивый писатель? Кто читал – знает. Кто читал в оригинале – тем более. А что? Мы в Канаде, многие, наверное, читали, не только я. Меня-то из-под палки заставили в ин-язе его прочитать, а получилось еще и полюбить. Однако, разговор героев крутится до бесконечности вокруг голубизны Оскара Уайльда. Одно и то же, одно и то же. Ой, как «интересно» это, наверное, зрителям. Похоже про них думают, что они только этим и могут интересоваться.

Уже не хочется знать, кто автор сценария. Хочется домой, благо, что до дома пять минут. Тихо встаю и ухожу.

Устаешь от всего, от новостей, самолетов, декабря этого без единой снежинки, беженцев, комментаторов в интернете. Думаешь: пойду в театр, посмотрю, как они об актрисе из позапрошлого века поведают что-то новое, несказанно мудрое, о чем подсознательно давно догадываешься, но не озвучиваешь. Думаешь посвятить несколько часов себе и своему разуму, сконцентрироваться на своих мыслях и своей жизни. Когда билеты покупала, уважением прониклась и восторгом даже: какие они там в вахтанговском театре крутые внутренние эмигранты, если выбрали такую тему сейчас, совсем далекую от всего. Получилось, однако, не в кассу.


Первый раз такая же история с уходом приключилась лет 17 назад, и это был не спектакль, а концерт Михаила Шуфутинского. Дело было в Израиле в северной, можно сказать - Столице обстрелов со стороны Сирии и Ливана, городе фаталистов Кирьят-Шмона. Мы собрались в красивом здании концертного зала "Грановский", куда незадолго до этого приезжал А.Я.Розенбаум, и четыре часа без перерыва вдохновлял народ своими песнями, новыми и старыми, талантом поэтическим и бицепсами под прозрачной черной рубашкой. Зал вставал не раз. Женщины выпадали после концерта с горящими щеками и глазами, а мужчины..., впрочем, я не помню, на них тогда никто больше внимания не обращал.

И вот опять концерт московского гостя, не побоявшегося наших катюш. Обычно "звезды" дальше Цфата на север не ехали. Пришли мы все услышать хорошее пение, умные тексты, увидеть интеллект в глазах. И вот выходит торжественно на сцену не то капитан второго ранга такой сине-белый, в фуражке, не то официант. Абсолютно квадратный и громадный. Весь в золотых эполетах и черной бороде. Народ подумал: ну ладно, посмотрим, может так надо, и костюм будет объяснен далее, а Шуфутинский как заголосит: "Бутылка вина, не болит голова, а болит у того, кто не пьет ничего." Сначала похлопали из вежливости, потом уже не хлопали, ждали, а потом подумали: ждать нечего, и нет повода здесь сидеть. И стали уходить, и даже не спасло: "Я уже не так уж молод, но еще могуч мой молот! Наковальня стонет звонко..." Тогда я ушла не одна. Ушел весь зал. В процессе ухода людей, Шуфутинский свернул концерт. Был он как-то не к месту, не ко времени, не к ожиданиям и не пришей кобыле хвост. Не в кассу, короче.
Как ты умеешь сказать, рассказать.
От фото сразу...
Обоих люблю. Актеров.
Не видела в театре.
И понимаю тебя(((
У нам привозили тоже этот спектакль. Я не захотела идти. Наверное, интуиция сработала
Да, навнерное, интуиция тебе правильно и подсазала.
Да, было такое выражение:
- Мимо кассы, - у нас так это произносилось.
Обидно, когда актёры хорошие, а сценария нет и играть им нечего и не интересно никому
Знаешь, там проблема, я думаю, ещё более глубокая
Боюсь - это изыски
Изыски режисёра
Трудно объяснить без конкретных примеров, я это вижу достаточно часто сейчас и в некоторых текстах - если сделать, что-то непонятно, абсурдно и по-идиотски, совсем не факт, что родится шедевр. Скорее всего так хрен знает что и останется. Видимо, как раз этот случай
Я уже нашла в интернете про постановку и почитала. Автор канадец, но явно не Стивен Ликок. Спасибо.
Ах, как жаль.
Тем более что актеры-то прекрасные.
Как здОрово ты написала! Класс! Два раза прочла. Тебя - не пьесу))) Пьеса известная, но занудлива по определению , как любая мемуаристика, перенесенная на театральную сцену. Думаю, виноват режисер. Мне кажется, Рутберг и Ильин способны сыграть даже телефонную книгу так, что зал будет падать от смеха и восторга.

А почему тебя так удивил Шуфутинский? Ресторанный певец он и есть ресторанный певец со своим репертуаром. Даже если его выпускают на центральное российское телевидение большие гос. площадки.
Спасибо на добром слове:)
Кто из великих не пел в ресторане? Удивил, потому что за несколько лет до того я его видела в Москве, и тогда он не произвел такого дикого впечатления и даже понравился и одет был нормально и репертуар был другой.
обидно, когда так...
к нам редко кто приезжает, в основном с антрепризами, максимум 2-3 актера, не самые лучшие пьесы, не свмые лучшие сценарии (
Значит надо смотреть свое, местное. Я не могла отделаться от другого впечатления - дело в том, что на улице около нашего театра все лето раз в неделю идут концерты наших местных торонтовских артистов. Я еще о них расскажу. Сравнение, увы, не в пользу вахтанговцев.
Буквально только что услышала "мимо кассы" от Степана Демуры. Так что ещё в ходу.

Сочувствую не оправдавшему ожиданий походу в театр. Но пост классный получился. Значит не зря сходила? :)
Такой подход, что не зря мне и в голову не пришел... может ты и права.
Хорошо представляю ваше разочарование.
А вот каково самим актёрам - не тошнит от фальши?

Или ко всему привыкли...
Я не знаю, может они увлечены, может им нравится это играть. Я не поняла. Просто, идя на спектакль этого театра, представляла себе Михаила Ульянова в одеждах Антония и Юрия Яковлева в "Принцессе Турандот". Как-то сидит в голове образ любого знаменитого театра.
У меня в ленте подрят два критических отзыва об этой постановке. :)
должен сознаться, что Рутберг с ее мужской самоуверенностью совершенно не люблю:) за самоуверенностью часто сквозит глупость (как бы и не прозвучало это слово по отношению к ней странно).. в театры уже давно не хожу - поскольку убедился, что сказать им сейчас совершенно нечего (как и везде, впрочем).. однако за "77 как в 99" заступился бы:) - тогда именно так и выглядели и старели гораздо раньше.. про Шуфутинского тоже странны для меня ожидания.. неужто пришедшие не слушали его до концерта?? он только так и про то же всегда и пел и ничего другого не умеет..
от слога вашего получил истинное удовольствие!:).. особенно шедевральна фраза про мужчин после Розенбаума:)..
Спасибо!)
Хорошо и подробно вы описали. Я-то думала, что только мне и моей компании спектакль активно не понравился, хотя мы честно досидели его до конца. Полное разочарование.
Прекрасные актеры, а вот театр, имхо, давно испортился. Вообще московские "старые" театры сейчас очень прогибаются под новую публику, которая ждет хохмочек в духе Comedy Club, не выключает мобильные и нромко чавкает конфетами во время действия. Теперь - только малые студии!
На Шуфутинского я бы не пошел=) А за "Крик лангусты" спасибо! Буду знать, что идти не стоит.
Мне рассказали, что в Москве эта пьеса шла лет тридцать назад и воспринималась прекрасно, всем нравилось.
Может быть, в нашем случае просто не повезло с режиссером.
Бедные подневольные артисты. Ну и зрители, конечно.
Лена! Это на Шуфутинского вы пришли "услышать хорошее пение, умные тексты, увидеть интеллект в глазах"? Он же антоним всего этого! *задумавшись* а может, был когда-то и не антоним?...

Я в московской молодости очень любила театр, просто очень! А здесь что-то разлюбила... Сколько ни ходила на гастрольные спектакли - неизменно плевалась и обещала себе, что больше никогда...
Ну мы же не знали, что будет "бутылка вина"..:)
Мне как-то везло с гастрольными спектаклями раньше, а теперь не очень.
Шуфутинский, по мне - фигляр с барскими замашками, никогда бы его не стала слушать по доброй воле. Рутберг и Ильин, конечно, совсем другие ожидания. Хотя спектакли и фильмы сейчас часто очень своеобразные - с претензиями и заявками на успех, но сочень сомнительным содержанием. Хожу сейчас только в музыкальный театр, на любимый балет, иногда на оперу.
У меня к театру сложное отношение. Говорю, что не люблю, но в действительности - мало что нравится...
Я театр люблю, но что-то последнее время разочаровываюсь иногда:)
За Юлю Рутберг мне стало обидно, Лена. Андрея я совсем не знаю. Слишком он похож на Алексея Миллера, газпромовца, путинского дружка.