Клен над моей головой

Сохрани

Не знаю, почему я сегодня дважды посмотрела фильм "Сохрани мою речь навсегда", снятый к 125-летию Осипа Мандельштама.
Видимо, хотела что-то понять. По мне, поэт он гениальный, Анна Ахматова вообще считала его лучшим поэтом Серебряного века.
Фильм оставляет странное впечатление, хоть и очень проникновенно читает в конце последнее письмо жены поэта к нему Инна Чурикова. Никто бы лучше не прочитал. Тяжело.
Только я не поняла почему Мандельштам - фигурка из мультика... или марионетка, и почему на веревочках.

Странная сцена, где показан разговор со Сталиным Бориса Пастернака, которого преподнесли как мямлю и труса. Эффективный менеджер даже пристыдил его, говоря, что лез бы на стенку, если бы его друга посадили, спасал бы. Впрочем - неважно это все. Важно, что был Борис Пастернак и что он украсил своими стихами и прозой русскую литературу.

Странная сцена с Ахматовой и Гумилевым, ее стихи, и вдруг сразу слова "неврастенический жиденок" тем же женским голосом, что и озвучивал текст Ахматовой. Складывается впечатление, что это ее, Ахматовой слова, а это слова Зинаиды Гиппиус.... кто в курсе. Впрочем, кто теперь в курсе? Не пояснили. Это Зинаида так в письме Брюсову молодого Мандельштама представила. Снизошла. Кто сейчас ее помнит и Брюсова, от скрипучих стихов которого "скулы сводит"? Брюсов, надо заметить, такое представление скушал. «Дорогой Валерий Яковлевич, — написала Гиппиус, — некий неврастенический жиденок, который года два тому назад еще плел детские лапти, ныне как-то развился, и бывают у него приличные строки… Он приходил ко мне с просьбой рекомендовать его стихи вашему «вниманию». Я его не приняла... Стихи, конечно, стоящие. Но, вот, «жиденок».

Да, Мандельштам... "В ком сердце есть — тот должен слышать, время..."
Много стихов самого Мандельштама в фильме, но читают их истерически-восторженным голосом, и складывается впечатление, что поэт, который мог зарифмовать каждое слово одной строки с каждым словом второй строки:
"Ах! Матовый ангел на льду голубом!
Ахматовой Анне пишу я в альбом..."
и был идиотиком таким впечатлительным.

Да, Мандельштам, худой Осип с пороком сердца, не доживший до 50 лет, любитель пирожных. Впрочем в лагере "дожить" было бы странно.
Самый бесстрашный человек века, который он же и назвал "век мой, зверь мой".

"Это век волну колышет
Человеческой тоской..."

Тот кто далек и не в курсе, вообще из этих стихов не понял бы ничего. Я не знаю на слуху ли у людей "Бессонница
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины..."

Ну не поняли, переключили и все, но для тех кто стихи Осипа Мандельштама любит - фильм вполне интересный, поскольку есть, что послушать.

Тяжело.
Вот, что я вам скажу.

И что-то весь день крутится в голове песня Высоцкого...

"На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е».
«Укоротить поэта!» — вывод ясен.
«И нож в него!» — но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!"
Я еще не послушала, не посмотрела.
А ты так пишешь, что моя душа там, у него в гостях..
Посмотри. Я с пятницы по конца воскресенья к компьютеру н подходила. Смотрела фильмы и передави по тв.
Люблю и обожаю Сухорукова, фантастический, великолепный актёр - но вот никак не могу представить его голос голосом Мандельштама - тем более что сохранились записи самого Мандельштама. От настоящего голоса создаётся совсем другой образ:


Cкачать Я по лесенке приставной... бесплатно на pleer.com

Анимация мне не понравилась. В "Полутора комнатах", для сравнения, - гениальное попадание, а тут - был какой-то стилевой конфликт с материалом.

Вообще, мне показалось, что в этом фильме слишком много было желания сказать нечто оригинальное и продемонстрировать собственную художническую нервозность, чтобы он получился гармоничным. О своих авторах этот фильм сообщает куда больше, чем о Мандельштаме...
Вот-вот, авторы фильма как-то слишком много сообщили о себе и своих талантах. В "Полутора комнатах", совсем иначе воспринимается анимация, там оживают рисунки самого Бродского.
Мандельштам поэт безусловно гениальный.., причем гиниальности высшей пробы, именуемой "моцартовской".. и показан он тут в традиции, в какой принято показывать Моцарта - балагурно-балаганной.. отсюда и марионеточность, и экзальтированность утрированная и все прочее.. так же был показан и Пушкин в замечательных мультфильмах Хржановского.. Все это одна линия.. И стилистически тут все выдержано безупречно, по-моему.. Другое дело, что меня лично не покидало ощущение вторичности приемов (по вышеназванным образцам), потому не очень и задело.. но в принципе, фильм интересный

Edited at 2016-01-18 10:32 am (UTC)
Видимо, я оторвалась, потому что совсем не знаю, как был показан и Пушкин в замечательных мультфильмах Хржановского. Хотелось бы посмотреть.
Я видела рекламу фильма, узнала по голосу Сухорукова - и не стала смотреть. Сухоруков - прекрасный артист, но - другой, не здесь, не так...
Мне дали почитать воспоминания Надежды Мандельштам. Приступаю с огромным интересом.
Горькие воспоминания об их "детской жизни". Незадолго до ареста поэт отдал отцу единственную свою собствнность - свитер. Там много таких деталей. Читаешь и думаешь о том, что за время им досталось.
Впрочем, еще неизвестно что за время досталось нам.
Сухоруков - чудесный, но его надо видеть, мне кажется, уж очень выразителен.
Боюсь смотреть... столько переживаний и мыслей...
Посмотреть стоит, много авторского текста поэта. Некоторые строки показались мне новыми... а, может, раньше, когда читала, просто внимания не обратила.
Я тоже считаю, что Мандельштам и Бродский - лучшие. Спасибо за прекрасный пост, обязательно посмотрю :)
Фильм стоит посмотреть. Если о поэтах, мне ближе всех Гумилев.
Я с интересом посмотрел, мне понравилось. Там использована стилистика фильма "Полторы комнаты" о Бродском, но, конечно, сделано иначе, более динамично, менее душевно, зато стихи звучат постоянно и слышен голос самого поэта - который, как говорят, примерно таким и был - восторженным, смешливым, летучим. Впрочем, могу на этот счет лишь строить догадки.
Да, да, уже выше писали, что напоминает "Полторы комнаты" о Бродском.
про эпизод с Пастернаком
luiza7 написала так:

Да, в фильме Романа Либерова - этот эпизод очень неудачен. Фильм очень интересен, но, он для тех, кто знает материал. И, к этому событию, его только вспоминает. Это, на мой взгляд, не очень-то правильно. А, в этом случае, вообще, полностью, искажает действительность, с точностью до наоборот. Не у всех же есть возможность, в полном объёме, читать источники. В данном случае, Надежду Мандельштам. Надо было об этом сказать оператору, который был на просмотре, при обсуждении фильма. Но, обсуждение затянулось, а я торопилась.

То, о чём Либеров рассказывает, с юмором, описано у Надежды Мандельштам. Которой, в голову не приходило говорить о Пастернаке, как о трусе. У него была прямо противоположная репутация. Человека, который ничего не сделает против совести. Напротив, Надежда Мандельштам подчеркнула то, что поэт, со всеми разговаривал, на равных. Он так всех ощущал. 14-летний Вознесенский был этим потрясён. Надежда Мандельштам, в своей книге, практически, дословно, передаёт разговор с Пастернаком о звонке Сталина. Это он ей его передал.
Пастернак был необычный человек. Как и все значительные поэты.
Когда он подходил к телефону, то, с кем бы он не разговаривал, он, всегда жаловался на то,что, в коридоре шумно. Все это знали. И, терпеливо ждали, когда он выскажется на эту тему. И только потом, начинали разговор по существу. Для Сталина, Пастернак не сделал исключения. Когда Сталин спросил Пастернака, друг ли он Мандельштаму, он ответил, как и было, "Нет, но любой поэт имеет право на любые стихи. И за это их сажать нельзя". Пастернак тогда верил в революцию и Сталина. Он считал, что Сталин не знает о том, что творится внизу. И был одержим стремлением встретиться с ним и рассказать о том, что, на самом деле, происходит. Когда Сталин позвонил, он, сразу попросил его об этой встрече. Это для него было самым важным. И был в недоумении от того, что Сталин его, сразу, не записал на приём. А положил трубку. Он считал, что он, может спокойно, менять тему разговора со Сталиным.
Пастернак думал, что, это, по какой-то непонятной, скорее всего, технической причине, прервался разговор. И сокрушался, что так и не смог со Сталиным поговорить. И рассказать, что творят те, кто внизу. Надежда Мандельштам понимала, что переубеждать Бориса бесполезно.Он ей не поверит. У него был свой образ Сталина,в который он верил.
Только после того, что произошло с Цветаевой, Пастернак понял, что Сталин и, без него, если не всё, то многое знал. А, иногда и был источником.

Борис Пастернак был одним из тех, кто встретил революцию с великой надеждой.В отличие от других членов своей семьи.Которая покинула Россию.
Как и Маяковский, с которым дружил.
Пастернак очень долго освобождался от иллюзий. Человек он был очень честный и мужественный. Иначе, не написал бы "Доктора Живаго". В преклонном возрасте.
Но, своеобразный. Цветаева не зря говорила, что Пастернак - "Весь мир в себе". В отличие от его друга, Маяковского, который был "Я во всём мире". Цветаева понимала, что оба они - глобальные люди. Поскольку Маяковский был больше открыт миру, чем Пастернак, он быстрее его понял, что происходит. И не перенёс крушения своих надежд.
В 30-х, Борис Пастернак был, аюсолютно уверен в том, что Сталина надо просветить о том, что происходит нечто невероятное, в отношении знакомых ему поэтов. Что Сталин занимается другими делами, и об этом не знает. Тогда, кстати, многие так думали.



Edited at 2016-02-13 09:14 pm (UTC)
А про Маяковского тоже точная деталь. Моя бабушка всю жизнь проработала художественным реджактором в издательстве "Молодая гвардия". К ним часто приходил Маяковский, так он вместо "Здравствуйте!" говорил: "Я - МАЯКОВСКИЙ!":)
Да, в фильме Романа Либерова - эпизод с Пастернаком очень неудачен. Фильм очень интересен, но, он для тех, кто знает материал. И, к этому событию, его только вспоминает. Это, на мой взгляд, не очень-то правильно. А, в этом случае, вообще, полностью, искажает действительность, с точностью до наоборот. Не у всех же есть возможность, в полном объёме, читать источники. В данном случае, Надежду Мандельштам. Надо было об этом сказать оператору, который был на просмотре, при обсуждении фильма. Но, обсуждение затянулось, а я торопилась.

То, о чём Либеров рассказывает, с юмором, описано у Надежды Мандельштам. Которой, в голову не приходило говорить о Пастернаке, как о трусе. У него была прямо противоположная репутация. Человека, который ничего не сделает против совести. Напротив, Надежда Мандельштам подчеркнула то, что поэт, со всеми разговаривал, на равных. Он так всех ощущал. 14-летний Вознесенский был этим потрясён. Надежда Мандельштам, в своей книге, практически, дословно, передаёт разговор с Пастернаком о звонке Сталина. Это он ей его передал.
Пастернак был необычный человек. Как и все значительные поэты.
Когда он подходил к телефону, то, с кем бы он не разговаривал, он, всегда жаловался на то,что, в коридоре шумно. Все это знали. И, терпеливо ждали, когда он выскажется на эту тему. И только потом, начинали разговор по существу. Для Сталина, Пастернак не сделал исключения. Когда Сталин спросил Пастернака, друг ли он Мандельштаму, он ответил, как и было, "Нет, но любой поэт имеет право на любые стихи. И за это их сажать нельзя". Пастернак тогда верил в революцию и Сталина. Он считал, что Сталин не знает о том, что творится внизу. И был одержим стремлением встретиться с ним и рассказать о том, что, на самом деле, происходит. Когда Сталин позвонил, он, сразу попросил его об этой встрече. Это для него было самым важным. И был в недоумении от того, что Сталин его, сразу, не записал на приём. А положил трубку. Он считал, что он, может спокойно, менять тему разговора со Сталиным.
Пастернак думал, что, это, по какой-то непонятной, скорее всего, технической причине, прервался разговор. И сокрушался, что так и не смог со Сталиным поговорить. И рассказать, что творят те, кто внизу. Надежда Мандельштам понимала, что переубеждать Бориса бесполезно.Он ей не поверит. У него был свой образ Сталина,в который он верил.
Только после того, что произошло с Цветаевой, Пастернак понял, что Сталин и, без него, если не всё, то многое знал. А, иногда и был источником.
С куклами и верёвками придуиала художница фильма.
Мне это, как раз, показалось довольно оправданным. Симол того, что эти люди, до революции, в какой-то мере, были хозяевами своей судьбы, а после революции стали, как бы её марионетками. На верёвочках. Никто не знал, что она с ними выкинет.
Это, вообще, фильм, наполненный символами. Мне кажется, что, с одной стороны, это усиливает эмоциональность восприятия. Всё время, люди, как бы на краю, не хозяева своей судьбы. И, не понятно, что с ними случиться, в следующую секунду. В докторе Живаго или в "Хождении по мукам", примерно то же. Людей носит туда-сюда, то ли ветер революции, то ли судьба.
Но, с другой стороны, очень усложняет восприятие. Если бы, за полгода до просмотра этого фильма, я бы не присутствовала на вечере памяти Надежды Мандельштам, а потом, не читала бы её обновлённые "Воспоминания", я бы половину не поняла. Хотя и читала "Воспоминания", не в первый раз.
Роман, очевидно, снимал фильм, под впечатлением этих, вновь изданных "Воспоминаний". Отрывки из его фильма, были на этом вечере.
Но, он, этим самым, очень сузил количество людей, которые понимали бы, что он хочет сказать. Не так много людей так уж хорошо помнит то, на что он, всё время, намекает. Невозможно помнить детали много лет. Я хотела об этом сказать его оператору, в обсуждении, но торопилась - они перегрузили встречу. До фильма была ещё экскурсия по библиотеке, встреча с исследователями, чай. и очень всё затянулось.

Это Либеров, в поисках новой формы.
Его предыдущий фильм, об Ильфе и Петрове, он тоже есть в сети, совсем другой. Документально-игровой. не символический. И ясный.
Сейчас, он работает над фильмом о Платонове.
Интересно, каким он будет.


Edited at 2016-02-14 12:07 pm (UTC)