Он был монархистом. Талантливым, но человеком с ужасным характером.
Интересно, он, реально, участвовал в заговоре или нет?.
Думаю, что реально участвовал. А почему "с ужасным характером".
Насчет "монархиста"... он это иногда демонстрировал в конце жизни, но не думаю, что в душе это соответствовало действительности. Он был "шире", чем монархист, особенно (это уже мои домыслы) при таком мощном, железном российском монархе, коим был последний убиенный царь.
Во многих воспоминаниях, об этом читала.
Помню, что, когда Ахматова рожала Льва, куда-то ушёл с приятелями. Стрелялся с Волошиным из-за дамы, у Волошина была осечка, Гумилёв не попал. И настаивал, чтобы продолжать до поражения.
Что-то, в этом роде, всплывает, в памяти.
Не совсем из-за дамы.
Подлость одна была с участием этой дамы прокручена, и пострадал Анненский, учитель Гумилева.
Я бы тоже Волошина шлепнула.
Простите, что вклиниваюсь - я заканчиваю роман о Гумилёве и могу пояснить.

В царские времена Гумилёв был монархистом-романтиком, мало вникая в политику. Ему нравилась сама идея монархического правления - такого же, как во времена "Илиады" и фараонов. А вот после революции Гумилёв стал провозглашать себя монархистом куда более активно - из чувства противоречия. То же самое происходило с его православием. До революции он увлекался оккультизмом, как сегодня бы сказали, эзотерикой. Постепенно пришёл к православию, но провозглашать себя православным начал, только когда религию стали гнать.

Насчёт отношений с Ахматовой... Они были сложнейшими. Ещё в период ухаживаний за Анной Горенко (ещё не Ахматовой) у Гумилёва было несколько попыток самоубийства из-за отсутствия взаимности. Их брак не один раз оказывался на грани развода ещё до рождения Льва. И никто отдельно взятый не был в этом виноват.

А что до дуэли с Волошиным... Тут забывают о следующем моменте: Волошин и Дмитриева - оба мистификаторы, и рассказали они о дуэли далеко не правдивую историю. К слову, произошла дуэль не из-за мистификации с Черубиной де Габриак, а из-за того, что Елизавета Дмитриева вела не двойную и даже не тройную, а куда более сложную игру: считаясь невестой инженера Васильева, за которого потом вышла замуж, была влюблена в Волошина, одновременно кокетничала с Гумилёвым и стравливала их. Одновременно (!) она закрутила роман с членом редколлегии "Аполлона" немцем Гюнтером и рассказала ему придуманную историю - что якобы Гумилёв обещал на ней жениться и не хочет, в общем, профессионально сыграла жертву. Он, по простоте душевной, попытался вмешаться и всё уладить, это вызвало резкую реакцию Гумилёва. Дмитриева не простила ему слов, сказанных в момент выяснения отношений, и рассказала Волошину о Гумилёве нечто, во что он поверил, даже не предположив, что его вводят в заблуждение.
Гумилёв настаивал на самых жёстких условиях дуэли, но убивать Волошина не собирался, промахнулся намеренно. Он был превосходным стрелком и если бы хотел попасть - попал. А Волошин во время дуэли проявил себя не с лучшей стороны: его пистолет дал осечку, и он выстрелил по безоружному (с разряжённым пистолетом) Гумилёву второй раз, что было вопреки всем правилам. И снова была осечка.
Эта дуэль подорвала репутацию Волошина в Петербурге настолько, что ему пришлось уехать из столицы в Крым.
Но нельзя сказать, что этот поединок обошёлся без жертв. Мистификация Дмитриевой и Волошина и связанные с ней события стали причиной смерти Иннокентия Анненского.
В моём романе обо всём этом будет рассказано очень подробно.

А что касается характера Гумилёва - как раз об этом моя статья "Семь жизненных принципов Николая Гумилёва": http://www.maria-golikova.ru/statji/sem-printsipov.htm. Судите сами, можно ли назвать такой характер "ужасным".
Когда мужчина столь красив, столь безумно талантлив, он не может не иметь чуточку нарциссизма, чуточку социопатии, того-сего. Поэтому отношение к их мелким на фоне безвременной смерти порокам должно быть снисходительным. Недооцененный, мне кажется, до сего дня. Но у меня с ним не резонирует. "Изысканный жираф" меня бесит, к пример. Слишком манерно многое. Но не все
Да не был он красив, подкрашено все на фотографии. Талантлив был - да. Бывает, что у кого-то с кем-то не резонирует, у меня например такое со многими поэтами и писателями:) Недооцененный - это точно.
Чем тебя "Жираф" бесит не понимаю... У нас у всех есть чуточку нарциссизма, социопатии, психопатии и прочей "мерхолюндии", и правильно, что к талантам и гениям нужно быть снисходительными (к их слабостям).
У меня хорошая новость: я заканчиваю роман.