Клен над моей головой

Главы из новой книги "Израиль. Земля Обетованная"

Прими условия игры

С креветками в стране напряженка. Кто страдает по всем этим морепродуктам типа устриц и кальмаров, так популярным на Американском континенте, в Европе и, судя по всему, теперь и в России, тому в Израиле будет непросто. Почти все, что в Израиле едят, то сами и выращивают и производят.

Если быть совсем точной, статистика утверждает, что 95 процентов еды в стране своей, а 5 процентов закупается за границей, ну, например, кофе. При этом в стране по закону, которому уже тысяч несколько лет, существует кашрут – правила, как вообще есть и что и с чем смешивать, как обращаться с мясом, как убить животное, чтобы оно не страдало... с молитвой. Все, что продается в больших магазинах, да и маленьких обычных израильских магазинах, тест на кашрут прошло. В русских магазинах зато есть то, что евреи, которые все-таки придерживаются национальных правил, не едят вообще никогда, например свинина или рыба без чешуи. В религиозных семьях кашрут соблюдается по всем статьям от и до, в обычных постольку-поскольку, но большинство израильтян в том числе и русских, соблюдают элементарные правила, одно из которых гласит, что нельзя смешивать мясное и молочное. Ну, не станет израильтянин, пусть даже самый светский, есть бурерброд с котлетой и запивать молоком. Я помню, как мой начальник однажды встретил меня, размаховая газетой в сильном возбуждении. «Вот вы, русские недооцениваете кашрут, сомневаетесь во всем, а здесь результат научных экспериментов, показавших четко, что смешивание мясных и молочных продуктов во время еды плохо влияет на мозг. В Торе все правильно! Все правильно!» Ой, ну, говорю, Дани, не знаю прямо, что и сказать. А вообще в Израиле очень вкусно готовят и очень любят поесть.

Национальный вид спорта – еда. С остальными видами спорта в стране не бог весть как хорошо, это надо честно признать, хотя стараются. Выбор в продовольственных магазинах огромный. О молочных продуктах я вам уже рассказала, про овощи-фрукты пойдет речь в главе «Урожай». Мясо (говядина, баранина, куры, индейки) проходят всегда специальную обработку по правилам кашрута, а значит, как и в древности, из него убирается вся кровь и т.д. Кровь несет информацию, которая не нужна и все, и это не обсуждается. Один мой родственник много лет работает в ресторанах Израиля поваром. В начале своей карьеры он с раздражением рассказывал о роли в ресторане страшного человека, должность которого зовется «машгиах» – представитель религиозного ведомства, который есть в каждом ресторане. Потом наш повар привык к машгиаху и даже подружился с ним, называя его «по ошибке» вроде как «Машиах» (Мессия). Роль его в том, что придя в начале рабочего дня, он заставляет работников ресторана долго мыть, чтобы он видел, свои рабочие места, даже совершенно чистые, а потом следит, чтобы готовили по правилам. На всех фабриках, связанных с приготовлением еды, тоже без таких проверок не обходится. Ну вот, такая страна, такие правила, никуда не денешься. Приехал сюда жить – привыкай, приехал в гости – потерпи, если что-то не нравится. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Таково мое мнение, и оно с мнением многих "редакций" не совпадает.

Это касается не только еды, а вообще всего уклада жизни. Многое кажется нашему человеку, приехавшему жить в Израиль, странным, непривычным, а то и вовсе диким. В субботу наш знакомый ехал в гости на машине, а живет он в таком районе Иерусалима, где живут религиозные евреи. Вдруг резкими шагами вышел на дорогу высокий человек в черном традиционном костюме и шляпе и преградил ему путь, крича, что в субботу нельзя ездить на машине, убирайся откуда выехал с утра пораньше. Высокий был явно очень зол. Ну так соблюдай традиции, уважай людей, которые живут здесь из поколения в поколение. А если тебе это не нравится – просто НЕ ЖИВИ В РЕЛИГИОЗНОМ РАЙОНЕ ИЕРУСАЛИМА! Живи в обычном ветском районе. Только и всего. В других местах на тебя и внимания не обратят.

Израиль – особая страна, необычная земля, воздух, свои тысячелетние традиции, которыми этот воздух пронизан. Весь его дух, стиль, закон очень быстро проникают в саму суть человека, в его душу и подсознание... иначе я не знаю, как объяснить... может, только взыгравшей генетической памятью предков, установившей в разуме свой закон... не знаю, как объяснить, что сегодня почти каждый мой приятель, живущий годы в Израиле скажет: ни за что не буду работать даже за тройную зарплату в Судный день (Йом Кипур), не буду есть и пить до вечера. Потому что такой закон, такое правило, оно сидит в голове, и знаешь, что нарушить его – это накликать беду не только на себя – помните, как объяснял в начале книги религиозный Бэрри: Всевышний воспринимает Израиль со всеми его людьми как единое тело. Потому и развернул нашего знакомого тот «мужик в пиджаке» и шляпе - не езди на машине в субботу, не накликивай беду на всех. Я, конечно, далеко не так религиозна, совсем, можно сказать... не очень, но один-то день в году, да и то не весь, неужели нельзя не работать, не суетиться, а просто посмотреть на свою жизнь со стороны, подумать о ней отстраненно. Оценить трезво, куда бежим и зачем. Для этого и предназначен Судный день, когда, по иудейским понятиям, наверху Он оценивает прожитый тобою год и пишет свеженькую программу для тебя на новый год. Вот такое программирование.

А в первый год в стране я пошла в этот день развесить объявления о каком-то концерте, о чем меня попросили на работе, хотя могла сделать это и в другой день. Решила: что время терять? Из окна высунулась русская женщина (совершенно чистокровная русская из Перми), которая уже лет пять жила в Израиле, мама моего ученика и поинтересовалась что это я делаю, я объяснила. Она спросила недоумевая: «А почему вы решили расклеивать эти объявления в Йом Кипур?» Я спросила: «А почему бы и нет?» Мы смотрели друг на друга, как люди с разных планет, и не понимали. Потом до меня дошло, что я делаю то, что нельзя сегодня делать в Израиле, и пошла домой. С тех пор я поняла, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Даже если это и не устав вовсе, а так, набор кое-как выполняемых правил.

Все нормально, все идет по плану, написанному наверху: Израиль обрусел не только с точки зрения языка. Не хочешь соблюдать кашрут, не можешь жить без свиной ветчины и буженины – да ради бога! Кругом полно русских магазинов, где этого всего завались, и качество прекрасное, вот только в религиозном районе Иерусалима ты такой магазин не найдешь. Ну, так и не живи там.

Прими условия игры. Не велико дело. Принял условия – живи нормально, сразу станет все легко и понятно, и жить легче. Не давайте, родители, ребенку в школу бутерброд со сливочным маслом и свининой. Однокласники не поймут, будут удивляться и косо смотреть. Оно вам надо?







Большой процент населения Израиля - это люди, оставшиеся чудом живы, после Катастрофы. На кораблях "Сохнута" сироты были доставлены в пустыню Негева, в районы Галилеи, которые тоже представляли из себя болотистые и необжитые пространства. Жара, малярийные комары, послевоенное горе и голод. И вот эти несчастные и мужественные люди построили кибуцы, великолепного качества шоссе и дороги, высушили болота эвкалиптовыми деревьями и привезли с Америки и Европы технологии приготовления сыров, молочных продуктов. Поднималось сельское хозяйство, не частными участками, а уникальными результатами производства, поразившими мир. Земля в Израиле не чернозем, а камни. Кибуцники очищали землю от булыжников, строили коровники, привозили лучших голладских коров, и до сих пор у нас принято поехать в близлежащий поселок и купить парного молока, сделать из него настоящую сметану, творог, мацони. Мы не против кашрута - пусть продавцы перед началом работы вычистят свое рабочее место до блеска, пусть мясо продается лучшего качества, пусть будут правила питания и традиции. Но каждый в Израиле знает, что к производству продуктов питания, религиозные люди не имеют никакого отношения.
Не религиозное население Израиля - это интеллигенция, труженики, гостеприимные и радушные люди. Это они построили страну, в которую хлынули тысячи и тысячи беженцев из многих стран и захотели здесь остаться. Это кибуцники наполняют прилавки рынков, магазинов овощами и фруктами, свежей форелью разного цвета (кибуц Дан производит красную форель). В любом доме Израиля соблюдаются традиции семьи , а не религии - питание, поведение, правила, традиции - считается верхом бесцеремонности спросить у человека что он ест и почему. Религиозным людям не разрешается советовать, вмешиваться в личную жизнь каждого из нас. В школах учителя объясняют детям, что неприлично заглядывать в тарелку соседа, тем более с комментариями. кстати уже давно детям детских садов и школ привозят горячий обед из специальных ресторанов. Прости, Леночка, что много пишу. Но, как говорится: с места событий:) Спасибо!!!!
Таня, спасибо за дополнения, это все взгляд на то же самое с противоположной стороны. Все правильно. Демократия:)
Про кибуцы и про то как строился на Израиль у меня есть несколько глав, но это страниц 20, я их здесь приводить не буду и про превращение малярийных болот Галилеи в цветущий край тоже много. А насчет молочных продуктов... эх! я 13 лет не могу привыкнуть к канадской сметане, а творог, коттедж-чиз вообще не покупаю.

Мысль о том, что население Израиля большей частью светское, вообще страна не религиозная, а светская и что там есть и ультра-религиозное население, которого меньше КРАСНОЙ НИТЬЮ.... по всей книге. И сама, как ты понимаешь, к ортодоксам никак не принадлежу, здесь речь о том, что если кто-то соблюдает традиции все до конца, так пусть соблюдает, его право.

Edited at 2013-10-28 12:03 pm (UTC)
Лена, сейчас врачи и диетологи рекомендуют замачивать всё, всякое мясо на пару часов перед готовкой, что я теперь и делаю, давно уже. Рассказала брату, что я готовлю по правилам Торы, почти.

А двадцать лет тому назад , когда мы были в Иерусалиме в пятницу, наш водитель, еврей, сказал, нужно быстро добраться до гостиницы (улицы были уже пусты), а то сейчас молодежь сядет за руль машин и мотоциклов и будут гонять. На наш вопрос, что же?, как же?, нельзя ведь в пятницу, водитель нам рассказал, что молодые евреи не соблюдают пятницу.
ну вот у меня там в тексте есть слова - не живи в религиозном районе, а живи тем, где на тебя внимания не обратят - гоняй сколько хочешь, и районов таких сколько хочешь, и я в таком жила.
Лена! Свой комментарий вы заканчиваете словом "демократия". Это определение к чему относится, к социально-политической формации в Израиле? Если страна не имеет конституции, необходимого атрибута демократии, то значит живёт по понятиям. Кроме Торы там существуют другие своды законов, например уголовный кодекс?
Демократия - это когда один имеет право есть бутерброд со свининой, а другой имеет право его не есть, но оба должны вести себя хорошо и не заглядывать в тарелки друг к другу.
Из википедии: "Фактическая Конституция Израиля основана на Основных законах Израиля и других законах государства, на Декларации независимости, судебных прецедентах и принципах, заложенных в наследии еврейского народа. В Израиле пока нет формальной конституции... На конец 2010 года уже принято одиннадцать Основных законов, содержание которых может составить значительную часть будущей конституции."
Опять же законы Галахи, полученные мы с Вами знаем откуда в 5 веке до нашей эры не отменялись:))))
" В еврейском галахическом праве можно выделить пять групп законов:

1. Полученные объяснения (ивр. פירושים מקובלים‎), то есть законы, написанные в Торе (Письменном Законе) и понимаемые в соответствии с устной традицией, полученной Моше на Синае. (Это те, которые Моисей получил можно сказать из первых рук, когда брал интервью у Бога)
2. Законы, не имеющие оснований в Письменной Торе, но по преданию полученные Моше одновременно с ней. Их называют — галаха, полученная Моше на Синае (ивр. הלכה למשה מסיני‎) или сокращенно галаха от Синая.
3. Законы, установленные мудрецами на основе анализа текста Письменной Торы, при использовании определенных методов толкования Торы (ивр. פירושים מחודשים‎).Статус этой группы законов приравнен к законам, написанным в Торе напрямую.
4. Законы, установленные мудрецами с целью оградить евреев от нарушения законов Торы (ивр. גזירות‎).
5. Установления мудрецов, регулирующие жизнь еврейских общин (ивр. תקנות‎)."

ОТВЕТ ЮРИСТА: "В Израиле нет кодексов, а есть законы, постановления и прецедентные решения судов. Израиль входит в Англо-Саксонскую систему права, доставшуюся нам в наследство от правивших здесь англичан. Указанная система не имеет кодифицированного законодательства, как у стран, входящих в Континентальную систему права, в которую входит и Россия. "
Большущее спасибо за просвещение в области израильского права! На вопрос о демократии однозначно ответить не возможно. Больно эфемерная это штука!
Вы спросили - я ответила, да, конечно, эфемерная, если объяснять, то мне как-то легче с бутербродами. Если читаете про новую книгу, Олег, то это отсюда: http://ellenwisdom.livejournal.com/99335.html , http://ellenwisdom.livejournal.com/99719.html. У меня есть еще книга о Канаде, а про Москву пока только наброски, которые мне очень дороги: http://ellenwisdom.livejournal.com/53968.html
Спасибо, Лена, очень интересно! А язык просто уводит за собой.