ellenwisdom (ellenwisdom) wrote,
ellenwisdom
ellenwisdom

Савелий Кашницкий

16-Й — ЛИШНИЙ

Соционика

Закон отталкивания типов в соционе.
Все люди объективно делятся на 16 типов — это установил в начале прошлого столетия психотерапевт Карл Густав Юнг. Между типами существуют вполне определенные отношения, их открыла экономист Аушра Аугустинавичюте и создала новую науку об устойчивых типах мышления и поведения людей и отношениях между этими типами соционику.
Собрались представители более двух типов — это уже малая соционическая группа, изучать их начал математик и психолог Григорий Рейнин. Если в группе всего трое, эту троицу связывает между собой три типа отношений. Кроме того, всякая группа имеет свой собственный облик — более точно, интегральный социотип, свою судьбу. Любой коллектив (социум, народ, государство) так или иначе делится на малые группы либо представляет собой единую малую группу. Решать возникающие в коллективе проблемы значительно легче, если известны составляющие его “элементарные частицы”.
Малых групп может быть 35 вариантов. Из них 15 — однородные: каждый член группы находится в равном положении с другими, а 20 — неоднородные: кто-то в более комфортном положении.
Четыре бесстрашных мушкетера, сочиненных Дюма-отцом, представляют собой самую комфортную, веселую, бесшабашную малую группу, именуемую в соционике квадрой. В квадре всем легко и уютно, помощь от друга приходит вовремя и без лишних слов, партнеры подбадривают друг друга, в квадре нет места унынию, депрессии и тоске. Социон — все 16 типов — состоит из четырех квадр.
Если представить себе такую четверку: Людмила Гурченко, Вячеслав Тихонов, Людмила Чурсина и Евгений Киселев — это будет клуб “управленцев”. В клубе не стоит искать поддержки и взаимопомощи, зато вас всегда поймут, будет с кем обменяться мнениями и порадоваться единству взглядов. Кроме клуба “управленцев”, в соционе имеются также клубы “исследователей”, “гуманитариев” и “социалов”.
В “группу здоровья” — специально подобранной четверке социотипов — само присутствие партнеров улучшает самочувствие каждого из них. Противоположная по качеству коммуникаций четверка — так называемый “букет”. Каждый его член замыкается в себе, в такой группе нарастает агрессивность, все устают друг от друга. У социоников существует догадка, что болезни членов “букета” имеют тенденцию к обострению.
А вот когда Моисей подвел своих соплеменников к границам Ханаана и направил туда группу разведчиков, полагаю, гениальный вождь интуитивно собрал “кольцо социального заказа” — самую эффективную при решении интеллектуальных задач группу. В ней не расслабишься, не отдохнешь — зато каждый ее член ощущает прилив творческой энергии, активность ума, стремление “горы свернуть”. Однако долгое пребывание в “кольце социального заказа” сильно выматывает — необходимо разбежаться для восстановления сил.
Представители восьми определенных социотипов из 16-ти способны составить уникальную группу — так называемое “кольцо социального прогресса”. Невелика вероятность, что где-то такая восьмерка соберется случайно — разве что на самых продвинутых фирмах в группах мозгового штурма. А вот опытным соционикам удавалось целенаправленно собрать “кольцо прогресса”. Его обычно недолгое существование поражает участников акции своей яркостью. После некоторой адаптации у всех возникает ощущение интеллектуальной мобилизации, великолепной деловой совместимости. Такая группа способна успешно решать задачи настолько сложные и необычные, что многие ее члены впоследствии удивляются: неужели я это мог? Даже недолгое пребывание в “кольце прогресса” оставляет впечатление праздника. Спонтанно такие группы подбирались в лучших командах КВН.
Григорий Шульман считает, что в “кольце прогресса” детонирует подсознание: каждый слышит работу мысли партнера. И даже за много километров другие улавливают информацию, генерируемую этим интеллектуальным сообществом.
По-другому “кольцо прогресса” можно назвать — полусоцион: два таких “кольца”, вместе взятых, могли бы образовать социон — ареопаг, объединяющий представителей всех 16-ти социотипов.
Я неслучайно использовал сослагательное наклонение — могли бы. Потому что в реальной жизни никому из опытных социоников собрать социон не удавалось. Он до такой степени неуловим, несобираем, неживуч, что у социоников появились небезосновательные сомнения в возможности его существования. Какая-то мистика: неужели нельзя собрать в одной комнате 16 определенных человек? Представьте себе, такая нехитрая, на первый взгляд, задача, похоже, нерешаема, как, скажем, построение “перпетуум-мобиле”.
Григорий Рейнин предпринял одну из первых попыток собрать социон. Будучи в доме отдыха, он заметил: впервые приходя в столовую и произвольно занимая свободные места за четырехместными столиками, люди обычно рассаживаются по квадрам. Порой ошибаются, пересаживаются с места на место, пока, наконец, не оказываются в окружении “своих”. Поразившись этой закономерности, Григорий Романович не удержался от искушения сдвинуть четыре столика вместе. Всего-то и требовалось усилий, чтобы, объединив вместе четыре квадры, получить социон.
Но не тут-то было! То один, то другой участник необъявленного эксперимента внезапно куда-то исчезал. Стоило подобрать ему тождественную замену, как из социона “выщелкивало” кого-то еще. И так без конца. Будто кто-то всевидящий наложил негласный запрет на одновременное присутствие в одном участке пространства всех 16-ти социотипов. Будто, собранные вместе, они активизируют некую центробежную силу, разваливающую социон.
Шульман рассказывал, что одна из подобных попыток чуть не закончилась трагически: торопясь на встречу 16-ти, один юноша упал и сломал ногу, лишь чудом не угодив под колеса автомобиля. Шульман с тех пор стал предостерегать коллег от столь необдуманных экспериментов.
А разве не собирается социон на многолюдных зрелищах — на стадионах, в театрах и концертных залах, на митингах и карнавалах? Не знаю. И полагаю, никто не знает. Во всяком случае, есть как минимум два социотипа, представители которых не выносят больших сборищ, и вы не встретите их в многолюдной толпе. Кроме того, в больших людских массах может происходить невидимая саморегуляция, не позволяющая социону сконцентрироваться в одном месте. А впрочем, как знать, не нарушением ли соционного запрета объясняется безумие толпы футбольных фанатов, без видимых причин выталкивающей кого-то из присутствующих?
Мне однажды представилась возможность наблюдать квазисоцион — так я назвал микросоциум, являющий собой неполный социон. Среди бывших одноклассников, собравшихся на традиционную встречу по случаю 25-летия окончания школы, я насчитал представителей 13-ти социотипов. Моя роль на этом мероприятии была совсем скромной: жена попросила поснимать ее одноклассников. Но немецкая вспышка — отменного качества и прежде безотказная — почему-то не включалась. Прежде с подобным казусом я сталкивался лишь однажды — когда забрался в пирамиду Хеопса. Может, неизученная энергетика социона сродни неизученной энергетике Великой пирамиды?
Поскольку бывшие друзья оживленно общались между собой, а я тихо сидел в сторонке, наблюдая происходившее, у меня появилась неплохая возможность оценить на глазок социотипы присутствующих. Обычно бестестовое определение социотипов удается с переменным успехом: одни типы видны сразу, с первого взгляда, другие “вычисляются” с некоторым трудом, а какие-то не поддаются, сколько ни всматривайся, — требуется целенаправленное общение, фактически тестовое испытание “неберущихся”.
На встрече бывших одноклассников возникла нетипичная ситуация: все без исключения “испытуемые” легко, безо всяких усилий с моей стороны выявили свою принадлежность к социотипам. Причем проверки, которые я сам себе устроил, показали, что я не допустил ошибок. Среди пятнадцати собравшихся не оказалось ни одного, чей социотип остался бы непроясненным, прикрытым “маской”. Так бывает исключительно редко. Задумавшись над сверхординарной ясностью ситуации, вскоре я отметил: в квартире присутствуют представители 13-ти социотипов. Видимо, квазисоцион оказался тем человеческим пространством, в котором типы личности предельно выявлены.
Что еще бросилось в глаза — собравшиеся не разделялись на отдельные группки. Общение проистекало “по кругу”. Если и выделялись микрокомпании, состоявшие из трех-четырех человек, они быстро перемешивались или меняли свой состав.
Еще одна особенность квазисоциона — непроявленность межличностных отношений. Те, кто, по моему определению, являлись дуалами — самыми “теплыми”, поддерживающими друг друга партнерами — вовсе не обнаруживали особенного взаимного притяжения. Конфликтеры — а таковых пар было немало — вопреки закономерности мирно общались, испытывая явное удовольствие. Разбивка на квадры совершенно не просматривалась. Впрочем, вся атмосфера квазисоциона очень напоминала внутриквадровую: настроение у всех приподнятое, общение непринужденное, нет доминирующей темы в разговорах, все нацелены на отдых и приятное времяпрепровождение.
Для встреч одноклассников обычны “деловые” разговоры: кто чего достиг, кто какой занимает пост. Любопытно, что класс-квазисоцион игнорировал эту закономерность. За весь вечер я ни разу не услышал “демонстрационных” речей, похвальбы, не заметил стремления покрасоваться перед приятелями.
После пристрастных расспросов жены я установил: квазисоцион оказался урезанным соционом. Из трех отсутствовавших социотипов представительница одного не пришла из-за болезни мужа, двух других, к сожалению, уже нет в живых. Но это означает, в свое время в 10Б, вероятно, был представлен весь социон. Правда, представителей некоторых социотипов было по два-три, а одного даже четыре.
Каким же он был, класс-социон? По словам жены, никаким, “серым”. Учителя называли его “болотом”. К учебе класс явно не стремился, хотя английская спецшкола как будто на нее ориентировала. Никто не отличался выдающимися способностями. Хотя в итоге все поступили в вузы, а некоторые ребята впоследствии обнаружили незаурядные деловые качества.
Особенно дружным 10Б тоже не считали, всегда противопоставляли ему параллельный 10А — и дружный, и успешный в учебе. Но вот прошли годы — 10А больше не собирается, не интересуется друг другом, а “никакой” класс-социон встречается каждые пять лет, удивляясь тому, что, в общем-то, все преуспели в жизни и отнюдь не безразличны друг другу.
Отмеченные мной закономерности квазисоциона подтвердила Татьяна Барашина, школьная учительница, по второму образованию психолог и соционик. В ее 11-м классе собраны представители 15-ти социотипов. Класс, по укоренившемуся в школе общему мнению, тоже “серый”, не очень ориентирован на учебу. Правда, по наблюдению Татьяны, дружный, не склонен делиться на группки, ребята всюду ходят “стаей”. Учителям работать в этом классе трудно — мешает расхолаживающая атмосфера праздности, приятного ничегонеделанья.
Зато атмосфера квазисоциона, по мнению Татьяны, терапевтична. Несколько лет назад в классе были ребята с проблемами умственного и психического развития. За годы, проведенные в этом коллективе, они выровнялись и навсегда расстались с проблемами.
Квазисоцион — модель социума достаточно редкая, интересная и не вполне понятная. Замеченные мною особенности квазисоциона нуждаются в более подробных исследованиях и осмыслении. До сих пор непонятно, почему так трудно, если вообще возможно приблизиться к задаче — собрать 16 социотипов. В чем смысл запрета, если таковой существует, на подобное объединение людей?
По мнению Шульмана, социон если и может быть собран, то не случайно, не ради эксперимента, а только для решения задач глобальной важности. Квазисоционом Григорий Александрович считает тайную вечерю: все ученики Христа — разных социотипов, четыре недостающих собраны вместе в личности Иисуса, который с каждой квадрой мог разговаривать на ее языке. Если это и так, такой исторический квазисоцион тоже не отличался стабильностью.
Возможно, социон — минимальное сообщество людей, представляющее собой сверхличность, универсальное существо будущего? Социон ждет разгадки.
Tags: Савелий Кашницкий, психология, соционика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments