Клен над моей головой

Сохрани

Не знаю, почему я сегодня дважды посмотрела фильм "Сохрани мою речь навсегда", снятый к 125-летию Осипа Мандельштама.
Видимо, хотела что-то понять. По мне, поэт он гениальный, Анна Ахматова вообще считала его лучшим поэтом Серебряного века.
Фильм оставляет странное впечатление, хоть и очень проникновенно читает в конце последнее письмо жены поэта к нему Инна Чурикова. Никто бы лучше не прочитал. Тяжело.
Только я не поняла почему Мандельштам - фигурка из мультика... или марионетка, и почему на веревочках.

Странная сцена, где показан разговор со Сталиным Бориса Пастернака, которого преподнесли как мямлю и труса. Эффективный менеджер даже пристыдил его, говоря, что лез бы на стенку, если бы его друга посадили, спасал бы. Впрочем - неважно это все. Важно, что был Борис Пастернак и что он украсил своими стихами и прозой русскую литературу.

Странная сцена с Ахматовой и Гумилевым, ее стихи, и вдруг сразу слова "неврастенический жиденок" тем же женским голосом, что и озвучивал текст Ахматовой. Складывается впечатление, что это ее, Ахматовой слова, а это слова Зинаиды Гиппиус.... кто в курсе. Впрочем, кто теперь в курсе? Не пояснили. Это Зинаида так в письме Брюсову молодого Мандельштама представила. Снизошла. Кто сейчас ее помнит и Брюсова, от скрипучих стихов которого "скулы сводит"? Брюсов, надо заметить, такое представление скушал. «Дорогой Валерий Яковлевич, — написала Гиппиус, — некий неврастенический жиденок, который года два тому назад еще плел детские лапти, ныне как-то развился, и бывают у него приличные строки… Он приходил ко мне с просьбой рекомендовать его стихи вашему «вниманию». Я его не приняла... Стихи, конечно, стоящие. Но, вот, «жиденок».

Да, Мандельштам... "В ком сердце есть — тот должен слышать, время..."
Много стихов самого Мандельштама в фильме, но читают их истерически-восторженным голосом, и складывается впечатление, что поэт, который мог зарифмовать каждое слово одной строки с каждым словом второй строки:
"Ах! Матовый ангел на льду голубом!
Ахматовой Анне пишу я в альбом..."
и был идиотиком таким впечатлительным.

Да, Мандельштам, худой Осип с пороком сердца, не доживший до 50 лет, любитель пирожных. Впрочем в лагере "дожить" было бы странно.
Самый бесстрашный человек века, который он же и назвал "век мой, зверь мой".

"Это век волну колышет
Человеческой тоской..."

Тот кто далек и не в курсе, вообще из этих стихов не понял бы ничего. Я не знаю на слуху ли у людей "Бессонница
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины..."

Ну не поняли, переключили и все, но для тех кто стихи Осипа Мандельштама любит - фильм вполне интересный, поскольку есть, что послушать.

Тяжело.
Вот, что я вам скажу.

И что-то весь день крутится в голове песня Высоцкого...

"На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е».
«Укоротить поэта!» — вывод ясен.
«И нож в него!» — но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!"
Мне кажется, "Полторы комнаты" вообще создавались с другой мотивацией, без малейшего желания повыпендриваться. Поэтому и результат берёт за душу.
А в "Сохрани мою речь..." анимация диссонирует со стихами, сбивает эмоции. Где Мандельштам, а где куклы-марионетки и стилистика поп-арта?..
Я понимаю, было желание извлекать эмоции, совмещая несовместимое и т.д. А получился, по существу, поэзоконцерт. :(((
Сейчас заглянула в этот пост, послушала запись...
А ведь как на самом деле чувствуют читатели, зрители и слушатели все, что было у автора в голове в момент создания его фильма или написания текста... и ведь точно просекают, если хотел выпендриться. Если умные.
Мне вообще иногда кажется, что произведение - это его мотивация. Она считывается, даже если её прятать. Это основа всего.